Борьбу с терроризмом придется начинать с «чистого листа»
Запрещенная в России террористическая группировка ИГ взяла на себя ответственность за теракт в Вене 2 ноября, сообщает Reuters со ссылкой на публикацию связанного с террористами агентства. «Заявление сопровождалось фотографией бородатого мужчины по имени «Абу Дагна аль-Олбани» и сообщением, что он в понедельник напал на толпу в центре Вены с пистолетом и пулеметом, прежде чем сам был убит австрийской полицией», — пишет Reuters.
В Австрии объявлен трёхдневный траур после теракта в Вене, который произошёл 2 ноября. По последним данным, в результате серии нападений погибли 4 человек, 22 получили ранения. События в Вене напомнили о терактах 2015-го года в Париже и Брюсселе, когда террористы устроили серию кровавых атак.
Политика мультикултурализма потерпела фиаско, европейцам пора учиться на собственных ошибках, считает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, члена правления Российской ассоциации политической науки, эксперта Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.
Спусковым крючком очередной волны радикального терроризма стал инцидент во Франции. Однако, хочу подчеркнуть, что, конечно, ни публикация в «Шарли Эбдо», ни действия учителя, ни реакция президента Макрона вызвали эту волну. Она имеет серьезные объективные причины.
Фактически речь идет о конфликте между западными либеральными ценностями и традиционными ценностями ряда других цивилизаций, в том числе исламской. То, что Сэмюэль Хантингтон называет столкновением цивилизаций. Наличие сущностных противоречий на уровне ценностных ориентаций больших масс людей. Это первый большой пласт проблемы.
В тоже время, надо понимать, что есть феномен радикального терроризма, который напрямую не связан с этим конфликтом цивилизаций, но произрастает из особенностей геополитики последних десятилетий. По сути, он взращен самим Западом на полях Афганистана в борьбе против Советского Союза. Именно там появился Усама бен Ладен и все остальные. Этот серьезный процесс сейчас ярко проявляется в Сирии, фактически Запад не просто закрывает глаза, а даже способствует этому процессу. Это второй пласт.
И третий пласт – это новое великое переселение народов, в основном, из мусульманских стран, которое захлестнуло Европу. Пик пришелся на 2015 год, и оно не закончилось, и будет идти дальше. Эти миграционные процессы и, как следствие, конфликт между пришлым населением и жителями европейских стран, и есть та питательная среда, в которой произрастают террористические движения.
Россия всегда боролась с терроризмом и будет бороться. По сути, мы первыми начали эту борьбу, потому что знаем, насколько теракты страшны, на своей собственной судьбе, судьбе своего народа. В то же самое время хочу подчеркнуть, что действия ряда западных политиков, журналистов, общественных деятелей зачастую являются провокационными. Конечно, в этом случае нужно понимать, что борьба с терроризмом – это одно, а унижение людей по религиозному признаку, дискриминация, оскорбление религиозных символов - это совершенно другое. И никакого отношения к борьбе с терроризмом не имеет. Это либо глупость, либо провокация, либо отрыв от реальности и непонимание того, как нужно взаимодействовать в рамках человеческих социумов. Люди, которые позволяют провокационные действия во имя толерантности, на самом деле являются самыми главными врагами этой самой толерантности. Потому что ради утверждения своих собственных ценностей попирают ценности других людей, которые живут рядом с ними.
Прежде всего, борьба с терроризмом должна быть системной, жесткой, твердой, вестись на всех направлениях. Необходима серьезнейшая координация усилий между всеми государствами для выявления источников финансирования, организационных центров, путей пересечения границ потенциальных террористов и так далее. Только такие превентивные действия способны предотвращать подобные драмы.
Помимо согласованных системных действий правоохранителей, нужна серьезная дискуссия в обществе с участием политиков, государственных деятелей, экспертов, ученых для того, чтобы выработать некую стратегию поведения. Уже очевидно, что политика мультикультурализма, которой так гордились европейцы на протяжении многих десятков лет, потерпела полное фиаско. Нужно начинать с чистого листа. Учиться на ошибках. Анализировать опыт других стан, в том числе России.