Рупор для консервативной части уммы
Духовное управление мусульман Российской Федерации вынесло богословское заключение, запрещающее мужчинам, исповедующим ислам, жениться на представительницах других религий. Заключать брак между ними дозволяется лишь в исключительных случаях по решению местного муфтия.
Духовное управление мусульман Российской Федерации, возглавляемое муфтием Равилем Гайнутдином, является одним из двух крупнейших объединений мусульманского духовенства в РФ.
Центральное духовное управление мусульман России и прочие объединения исповедующих ислам россиян не заявляли о поддержке позиции коллег из ДУМ РФ.
Согласно заявлению первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова, фетва не может быть юридически обязательной для верующих и представителей духовенства, часть которых выступили против ее принятия.
Политолог, главный редактор «Акцентов», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин размышляет о запросе современного общества на либерализацию церковных канонов.
Вынесение фетвы о запрете браков с иноверцами - это очередное доказательство того, что в России религиозные институты требуют серьезной модернизации. Причем речь идет не только о традиционном исламе, но и о православии. В значительной степени они отстают от массовых запросов обществе, и одним из главных факторов этого является отсутствие ярких, харизматичных, личностей, способных говорить с паствой на доступном ей языке.
Причем этот разговор необходимо вести в социальных сетях, в ведущих федеральных СМИ, на телевизионных ток-шоу с участием зачастую не комплиментарных к вашему мнению оппонентов. К сожалению, вместо этого от имени конфессий выступают вовсе не интересно мыслящие и интересно излагающие свои мысли молодые, гибкие религиозные лидеры, а, скажем, отец Дмитрий Смирнов (недавно покинувший нас) или муфтий Северного Кавказа Исмаил Бердиев.
Смирнов, напомню, предлагал освещать ядерное оружие и заявлял, что девочек вместо школы нужно учить материнству и супружеству. А Бердиев заступался за женское обрезание. Потом, правда, за подобные заявления нередко религиозные лидеры оправдывались. Но ведь и не звучало и альтернативных точек зрения - модернистских, ориентированных на запросы не крайне консервативной, а более либеральной части мусульман или православных.
Вот и в случае с нынешней фетвой снова льется вода на мельницу консервативной части уммы, хотя в ней есть и значительная доля людей, готовых к социальным изменениям. Но рупора у них в лице уважаемых имамов, муфтиев, улемов - нет.
Да, любая церковь сама по себе крайне консервативна, кто-то может мне возразить. Какая либерализация, какие новые ценности? А вот и ничего подобного! В этой связи хотел бы привести пример действующего римского папу Франциска, который изначально (несмотря на свой возраст) взял курс на модернизационные изменения в католичестве. Например, при нем более гибкой стала позиция по внебрачным детям и даже по гражданскому партнерству. В России такое даже и представить невозможно.
К сожалению.