Не до резервов: койко-оптимизация
Губернаторы должны до 16 ноября создать резервные койки для пациентов с коронавирусом и обеспечить лекарствами лечащихся на дому. Такие поручения опубликованы на сайте кабмина. Кроме того, главам регионов поручено взять на личный контроль вопрос обеспечения медицинских организаций, оказывающих медпомощь пациентам с новой коронавирусом, лекарственными средствами, средствами индивидуальной защиты и средствами диагностики COVID-19.
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников считает, что поручение главы правительства, с большой долей вероятности, будет сорвано.
Еще в конце первой недели ноября Минздрав устами министра здравоохранения России Михаила Мурашко грозно потребовал: «Регионы должны обеспечить до 20% резерва специализированных коек для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией». Сделать каждую пятую койку свободной – это огромная проблема для регионов. Так, по словам вице-премьера РФ Татьяна Голиковой, в четырех регионах страны (Хакасия, Чувашия, Ивановская и Еврейская автономная области) сложилась критическая ситуация с коечным фондом, там заняты более 95% коек, а еще в 17 регионах страны стационары заполнены на 90%. Далее еще следуют регионы, где заполняемость 85%. При этом скорость нарастания выявления вновь заболевших только нарастает. На плато страна еще не вышла, так что улучшения динамики в естественных условиях не предвидится. Откуда же возьмутся новые свободные койки? Как быть в ситуации, когда нужно и правильно отчитываться статистическими показателями, и бороться с реальной болезнью жителей субъектов федерации?
Конкретные цифры оставляли два варианта развития событий. Первый - рисовать зарезервированные койки на бумаге, на практике уже заполняя их больными, но как бы считая их свободными. Второй - освобождать койки от всех больных, кроме коронавирусных, вообще перестать лечить все болезни, кроме COVID-19. И будь, что будет. Пусть умирают по домам и не портят отчетность. Финансовое положение регионов никак не позволяет им создать новые койко-места в профильных стационарных учреждениях. Речь фактически идет о создании новой инфраструктуры системы здравоохранения вместо оптимизированной в последние годы.
В стране десятилетиями утверждалась идеология, что все должно строиться, прежде всего, по принципу получения коммерческого дохода: здравоохранение, образование, культура, наука и т.д. И медицинская помощь — это система оказания услуг, прежде всего платных. Все считается деньгами или фонда ОМС, непосредственно от клиента. Все остальное – по остаточному принципу. Соответственно, теперь встает важнейший вопрос, за чей счет будет создаваться эта новая инфраструктура, кто будет оплачивать её поддержание? Одних федеральных денег здесь не хватает, и выделяются они не так быстро, а региональные бюджеты в текущих экономических условиях только секвестируются, причем уже по живым статьям. Там не до поиска резервов. Но федеральный центр пришел на помощь со стороны, откуда не ждали!
В поручении, данном по итогам заседания президиума координационного совета при правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 9 ноября 2020 года, Михаил Мишустин определил следующее.
«Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации взять на личный контроль вопросы, касающиеся:
- надлежащего и своевременного обеспечения медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией, лекарственными средствами, средствами индивидуальной защиты и средствами диагностики новой коронавирусной инфекции;
- незамедлительного лекарственного обеспечения граждан, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях после выявления у них новой коронавирусной инфекции;
- создания резерва коек для пациентов с новой коронавирусной инфекцией».
То есть вопрос зарезервированности 20% коек ушел с повестки дня. Сохранилась более общая трактовка, требующая просто создать такой резерв, без четких количественных показателей. Это сильно облегчает задачу отчетности в реальных условиях. Когда конкретных цифр не спрашивают, то и говорить о выполнении поручения становится легче. Конечно, сохраняется опасность, что в условиях роста заболеваемости в отдельных субъектах вообще с резервом могут быть реальные проблемы. Где девяносто пять или девяносто процентов, в существующей динамике очень недалеко и до ста. И тогда описанные выше два сценария отчетности. В любом случае ждать вариантов отчетности осталось совсем недолго. Контрольная дата исполнения поручения стоит 16 ноября.
Ранее опубликовано на: https://bloknot.ru/obshhestvo/pust-umirayut-po-domam-i-ne-portyat-otchetnost-e-kspert-rasskazal-o-defitsite-koronavirusny-h-koek-v-strane-719744.html