Президент Фонда защиты национальных ценностей, первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП
18.11.2020

Молдавский тупик, или Что ждет республику после выборов

 

В Молдавии 15 ноября прошел второй тур выборов президента республики. Граждане Молдавии выбирали главу государства на ближайшие четыре года. Претендентами во втором туре выборов были баллотирующийся на второй срок президент Игорь Додон и экс-премьер, лидер партии "Действие и солидарность" Майя Санду. Согласно предварительным данным на сайте комиссии, после обработки 100% протоколов с участков Санду побеждает на выборах президента с 57,75% голосов, за Додона проголосовали 42,25% избирателей.

Майе Санду теперь необходимо большинство в парламенте, и свое правительство, но и у Додона есть шансы, считает президент Фонда защиты национальных ценностей, первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич.

Для того, чтобы поменять правительство, Майе Санду необходимо большинство в парламенте. А это 51 мандат из 101. Понятно, что нужна коалиция вокруг партии «Действие и солидарность», председателем которой является Санду. К новому большинству может примкнуть Демократическая партия. Глава демократов Павел Филипп еще перед вторым туром президентских выборов отозвал министров от Демпартии из правительства, и социалисты тут же определили туда своих, полностью взяв на себя ответственность за работу кабинета Иона Кику.

На выборы Демпартия своего кандидата не выдвигала и открыто никого не поддержала, но лидеры демократов заявляли, что коалиция с социалистами будет работать только до выборов президента. Похоже, Демпартия готовила пути для «переобувания», и сейчас претворяет этот план в жизнь.

Вполне подходят для нового парламентского большинства и другие оппозиционные силы. Это и «Платформа достоинство и правда» Андрея Нэстасе, и парламентская группа «За Молдову», в которую вошли депутаты от партии «Шор», а также депутаты, покинувшие партию «Про Молдова», где председательствует «венчальный сын» Плахотнюка, Андриан Канду.

В случае создания парламентского большинства под эгидой Майи Санду, а такой вариант вполне реален, поскольку сейчас все смотрят в ту сторону, откуда потекут деньги, будет объявлен вотум недоверия нынешнему кабинету министров и выдвинут кандидат на следующий мандат премьер-министра.

Опасность заключается в том, что все потенциальные участники этой новой коалиции будут претендовать на министерские портфели, а также силовые и другие должности. В итоге, как говорят мои знакомые из Молдавии, страна получит новую кучку неумех на «злачных» должностях.

Так было с 2009 по 2019 год, когда проевропейские партии в той или иной конфигурации объединялись, ссорились, мирились, сажали друг друга в тюрьмы и отправляли в политическое небытие, все это время деля власть.

Теперь еще о механизмах.

На досрочные парламентские выборы можно выйти двумя способами. Первый – действующий кабинет уходит в отставку по вотуму недоверия, а новый не собирается, потому что коалиции не получается – просто все единовременно мстят Додону и социалистам, а потом не могут договориться.

Второй способ – парламент некоторое время собирается без кворума, и, в итоге, президент будет вынужден его распустить.

Конечно, Майя Санду в досрочных выборах заинтересована, рассчитывая на волне победы набрать голоса для своей партии. Впрочем, получит основание рассчитывать на них (выборы) и Додон, если мобилизует социалистов под формат «партии борьбы». Ведь, в случае смены кабмина неизбежно последует уход социалистов в оппозицию.

Проигрыш Игоря Додона на выборах президента – хороший щелчок по носу; но тут ведь можно и извлечь нужный урок.

На самом деле, нужно!

Многие спрашивают (довольно грубо): «Как Додон умудрился профукать выборы, имея в руках правительство, парламент, примара столицы?»
Ответ прост. Дело в том, что все перечисленное – лишь надстройка, а нужно было проводить жесткую кадровую политику до самого низа. Но на это у Додона не хватило как минимум воли. И сейчас Додону, который, скорее всего, вновь станет председателем ПСРМ, хорошо бы почистить ряды от «европейцев», сплотить партию вокруг себя. В его случае о коалиции речи не идет. Вне партии социалистов все однозначно – враги и предатели, поэтому верить никому нельзя, а, значит, и серьезные альянсы ни с кем невозможны.

Как заметил молдавский политолог Александр Кориненко, «если Игорь Додон не извлечет уроки из этого поражения, то постепенно Майя Санду перетащит все институты власти под себя. Не стоит заблуждаться в этой хрупкой женщине, за ней стоят мощные европейские политики, большое финансирование, штат проплаченных журналистов и лояльных НПО. Да и сама она беспощадна, как бы политтехнологи не лепили образ милой барышни в окружении голубей».

Надо сказать, что молдавские эксперты без энтузиазма смотрят на обоих политиков. Журналист, автор проекта «Случайный корреспондент» Николай Костыркин, комментируя ситуацию в Молдавии после выборов, говорит: «И Додон, и Санду — две тупиковые ветки политического развития государства, просто в случае с Додоном — это обезболивающая прививка для наших сограждан, в случае с Санду, этой прививки не будет».

Каких-то заметных позитивных перемен в отношениях с Россией или в работе с русскоязычным электоратом от Санду ждать, однозначно, не стоит. Тут надо понимать, что она имеет ограниченную самостоятельность как политик. У Санду есть хозяева за океаном, определяющие стратегию и тактику. И в их планы не входит работа с населением как таковая, и тем более - работа с русскоязычным населением Молдавии.

Что касается Приднестровья, то оно все больше легитимизируется как государство, хоть и непризнанное, в глазах Москвы.

Другое дело, что Майя Санду теперь – верховный главнокомандующий, поэтому она может (чисто теоретически) приказать внутренним войскам и армии занять территорию, подконтрольную Тирасполю. А это уже провокация.

Есть и такой вариант: совместно с Украиной «поджечь» Приднестровскую республику, чтобы России, по сути, «воткнуть нож в спину» за Донбасс. В этом случае вполне резонен сценарий Крыма. Но здесь необходим поиск способов эффективной переброски в Приднестровье «вежливых людей».

В любом случае, надо понимать, что в 2021 году (помним – это год выборов!) нам точно постараются организовать дополнительное напряжение, создать еще одну «горячую точку» в рамках концепции «дуги нестабильности» вокруг нашей страны.

moldova protest

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Молдавский тупик, или Что ждет республику после выборов
banner-cik-min Молдавский тупик, или Что ждет республику после выборов
banner-rfsv-min Молдавский тупик, или Что ждет республику после выборов
expert-min-2 Молдавский тупик, или Что ждет республику после выборов
partners 6
eac_NW-min Молдавский тупик, или Что ждет республику после выборов
insomar-min-3 Молдавский тупик, или Что ждет республику после выборов
indexlc-logo-min Молдавский тупик, или Что ждет республику после выборов
rapc-banner Молдавский тупик, или Что ждет республику после выборов