ЕСПЧ признал, что очевидно всем
Страсбургский суд в решении по жалобе Украины признал наличие фактической юрисдикции России над Крымом с 27 февраля 2014 года. Это следует из формулировки о том, что суд будет рассматривать жалобу на возможные нарушения прав человека в Крыму со стороны России начиная с 27 февраля 2014 года, возлагая, таким образом, на российскую сторону обязанности соблюдения соответствующих прав и обеспечения юрисдикции над полуостровом с этой даты. Иными словами, суд полагает, что Россия несет ответственность за события на полуострове с 27 февраля 2014 года.
По мнению руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов, председателя Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперта Центра ПРИСП Олега Иванова, главный вопрос в том, какие решения ЕСПЧ примет по жалобе Украины.
Откровенно говоря, здесь какой-то новости нет. Во-первых, сама Украина, когда направляла жалобу в Европейский суд по правам человека, указала, что, начиная с 27 февраля Россия фактически контролирует эту территорию. И Европейский суд по правам человека не мог по-другому даже определить. Это просто здравый смысл. Да, Россия контролирует эту территорию. Вопрос только с какого времени, с конца февраля или после референдума о воссоединении и подписании договора между Россией, Крымом и Севастополем. А это произошло в марте 2014 года. Да и тут я большой проблемы не вижу. Это часть территории России, там осуществляется суверенная власть Российской федерации, а не как ни Украины. И, по-моему, это очевидно всем, и самой Украине, и Европейскому суду по правам человека.
Вопрос в другом. Какие решения ЕСПЧ будет принимать по этой жалобе о нарушении прав человека на территории Крыма. И насколько эти решения могут быть объективными, не политически мотивированными. В чем я, конечно же, сомневаюсь. Но в любом случае у нас есть Конституция. И туда были внесены поправки о том, что национальное законодательство имеет приоритет над международными нормами и актами. Поэтому вне зависимости от того, какое решение примет ЕСПЧ, мы будем жить исходя из наших нормативных актов, в соответствии с которыми Крым - это часть России.