Соцсети в поисках Вау-эффекта
Исследование «Медиалогии» и «Крибрума» показало, что за два дня до акций, 21 января в соцсети Tik Tok можно было обнаружить неадекватно высокое количество просмотров роликов, призывающих к участию в несогласованных выступлениях. Если анализировать основные хэштэги, связанные с акцией («митинг», «навальный», «23января» и т.п.), то можно было выявить пользователей Tik Tok с высокими показателями просмотров, в совокупности – 37,6 млн просмотров.
Соотношение просмотры/подписчики в Tik Tok, демонстрирует максимальное значение – 1976. Это означает, что на одного подписчика приходится почти 2 тысячи просмотров, что не реалистично. Многие аккаунты были созданы с 19 по 20 января и имеют только ролики о грядущих митингах.
Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург», эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич – о манипулировании информационным контентом в социальных сетях.
Показатели так называемых миллионных просмотров имеют аномальный характер и были получены преимущественно искусственным путем, в том числе в обход алгоритмов сервиса. Об этом говорят результаты анализа, проведенного рабочей группой Общественной палаты по противодействию распространения недостоверной информации в сети интернет.
Мониторинговые системы «Медиалогия» и «Крибрум» провели анализ информационной кампании в социальных сетях, которая была приурочена к несанкционированным акциям 23 января. Исследователи выявили признаки масштабной и целенаправленной подготовки.
Манипуляции использовались для создания «WOW-эффекта» и включения пользователей через технологию присоединения к популярному событию. Для этого использовались техники челленджей, флешмобов и другие.
Такая ситуация наблюдается на различных сервисах и платформах, где есть встроенные счетчики просмотров. Особенно часто подобные махинации с накрутками используются на YouTube. Что характерно, потом в эту историю включаются и западные СМИ, которые впадая в раж, несут полную околесицу, превращая эти фейковые 50–60 млн просмотров в заявления о том, что 50 млн человек посмотрели видео, хотя мы понимаем, что просмотр не равен человеку.
Согласно проведенному анализу, кампания в поддержку несанкционированных акций в соцсетях имела заранее спланированный целенаправленный характер. Очевидно, что проведение такого рода информационной кампании требовало значительных ресурсов и слаженной команды в сфере SMM.
Это все не подростковые флешмобы, о которых принято говорить, а профессиональная работа. И бюджет у подобной искусственно целенаправленной кампании составляет даже не десятки, а сотни млн рублей и десятки профильных высокооплачиваемых специалистов.
Для прекращения подобного рода манипуляций необходимы меры по мониторингу и контролю за алгоритмами рекомендательных сервисов интернет-площадок. Мы должны вместе со специалистами подготовить и предложить подобный пакет действий, потому что в дальнейшем эта технология будет лишь разрастаться.
Материал полностью на: https://vz.ru/news/2021/1/27/1082194.html