Что ждет Донбасс, или Конец Минским соглашениям?
В Донецке прошел двухдневный форум «Русский Донбасс», на котором впервые была принята доктрина государственной политики ДНР и ЛНР. На форуме главред телеканала RT, международного информационного агентства «Россия сегодня» Маргарита Симоньян заявила, что жители ДНР хотят быть частью русского мира, говорить на русском языке, и чтобы никто не мог отнять у них это право. Симоньян отметила, что экономическая ситуация на Донбассе, где седьмой год продолжается военный конфликт, не позволяет людям жить по-настоящему, так, как они этого заслуживают. По ее словам, одной из главных причин этого является неустойчивый статус непризнанной республики. «Люди Донбасса хотят жить у себя дома и хотят быть частью своей огромной, великой, щедрой Родины, и мы обязаны им это обеспечить… Россия, матушка, забери Донбасс домой», — добавила Симоньян.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что позиция главного редактора RT Маргариты Симоньян о присоединении Донбасса к России является личной точкой зрения журналистки. «Это ее мнение, это ее точка зрения, это ее позиция. Причем, она ее озвучивала и до этого в разных формах», – подчеркнула Захарова.
Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер рассуждает о том, почему эмоциональное выступление Маргариты Симоньян вызвало столь позитивный отклик в Донецке.
Дончане и луганчане, уже несколько лет проживающие в условиях непризнанного государства, и фактически в прифронтовой зоне, давно не испытывают никаких иллюзий относительно Минских договоренностей. Слова Маргариты Симоньян, высказанные ею на форуме «Русский Донбасс», вызвали среди них позитивный отклик, поскольку присоединение ДНР и ЛНР к России по аналогии с Крымом могло бы, по их мнению, поставить точку в подвешенном статусе с неопределенным будущим миллионов людей.
Что касается перспектив реинтеграции с Украиной, то после принятия ряда законов и публикации некоторых законопроектов офисом президента Зеленского сомнительно, что этот процесс может пройти мирно. Во-первых, из закона о реинтеграции Донбасса были удалены все ссылки на Минские соглашения. А это значит, что ни о каком режиме особого самоуправления на Донбассе речи не будет.
Также офис Зеленского вынес на обсуждение законопроект о «переходном периоде». В нем говорится о том, что будет с жителями Крыма и Донбасса в случае, если эти земли снова станут украинскими. В законопроекте говорится о возможности ввода военных или полицейских контингентов других стран или организаций, кроме ОДКБ. Донецкая и Луганская республики и их вооруженные силы признаются оккупационными администрациями России. Соответственно, не будет никакой амнистии, которая прописана в отдельном пункте Минских соглашений. Под люстрацию попадут все, кто служил в государственных и силовых органах ДНР и ЛНР, а украинским властям придется завести в Донбасс полный комплект своих чиновников и силовиков. Еще в законопроекте упоминается двухлетний мораторий на выборы. То есть в случае возврата на Украину жителей Донбасса так же будет ждать несколько лет без полноценных гражданских прав. Естественно, не будет дополнительных культурно-языковых прав, учитывая, что в середине января на госязык на Украине перешла вся сфера услуг.
Вообще же представители офиса президента Зеленского, да и сам президент Украины, на официальном уровне заявляют о невозможности выполнение Киевом подписанных Украиной Минских соглашений. После неудачных попыток изменить Нормандский формат, чтобы привлечь к решению конфликта в Донбассе США, Владимир Зеленский, вероятно, принял решение затягивать и имитировать минский переговорный процесс, усиливая при этом армию. То же самое делал Петр Порошенко, и в этом смысле Зеленского можно назвать последователем Петра Порошенко.
Ставка, очевидно, сделана на военное решение конфликта в будущем, в момент, когда Россия не сможет вмешаться. Пока же, в рамках данного сценария, следует затягивать переговорный процесс. Уверенности в успехе на этом направлении президенту Зеленскому придают и недавние события в Нагорном Карабахе.
В этих условиях многие жители Донецка и Луганска не видят для себя радужных перспектив, понимая, что шансов на исполнение Минских соглашений практически нет.