Всебелорусское собрание: мобилизация и эпатаж
В Минске 12 февраля закончилось двухдневное VI Всебелорусское народное собрание (ВНС). Делегаты представляли все регионы республики, общая численность участников и гостей составила 2700 человек. Лукашенко предложил сделать ВНС конституционным органом, обеспечивающим стабильность в период смены власти. Глава государства также анонсировал разработку проекта новой конституции.
В резолюции, которую участники ВНС 12 февраля одобрили единогласно, предлагается создать конституционную комиссию для выработки предложений по изменению конституции. Полномочия между госорганами должны перераспределить, в том числе между органами местного управления и самоуправления, и усилить роль политических партий в жизни страны. В своем докладе Лукашенко назвал сроки: проект конституции должен быть готов в течение года, а в начале следующего, 2022 года он намерен провести референдум.
В целом, ВНС, скорее, мобилизует сторонников президента Лукашенко и госаппарат, в то время как противники официальной власти остались при своих, полагает политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер.
Оценивать результаты Всебелорусского народного собрания можно в зависимости от тех задач, которые перед ним ставились. От ВНС, организованного на фоне политического кризиса, ожидали обсуждения важных политических вопросов, среди которых прежде всего реформа конституции. Представители оппозиции говорили, что ВНС, как и предыдущие такие собрания, – скучное мероприятие в духе съездов КПСС, где обсуждают хозяйственные вопросы следующей пятилетки. Однако, хотя хозяйственные планы не обошли стороной, на форуме обсуждались и вопросы общественно-политические, в частности реформа конституции. Несмотря на всю неопределенность, было озвучено, что будет новая конституция, и она будет принята на референдуме. То есть процесс так или иначе идет в заявленном Лукашенко направлении.
Еще одна из задач ВНС — легитимация курса Александра Лукашенко, демонстрация поддержки со стороны народа. В этом плане ВНС, скорее, мобилизует сторонников президента и госаппарат. Перед своими сторонниками белорусский президент выступал в течение почти 4 часов, демонстрируя таким образом, что один из столпов официальной власти – президентское красноречие – по-прежнему крепок и непоколебим. Однако ВНС вряд ли как-то переубедило сторонников оппозиции: все остались при своих.
Особый интерес ВНС вызывает в контексте отношений с Россией. Александр Лукашенко и министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей озвучили идею отказа от нейтралитета, закрепленного в конституции, предложив уделить особое внимание союзу с Россией.
На фоне пророссийской риторики Лукашенко и Макея некоторый резонанс в СМИ получило выступление экс-кандидата в президенты Анны Канопацкой, призвавшей разорвать союзные отношения с Россией и через суд требовать от России возмещения некоего ущерба, и рассмешившей посла Мезенцева так, что дипломатический этикет не помог ему скрыть улыбку. Эпатирующая публику Канопацкая здесь, скорее, походила не на представителя какой-то политической группы, а на поп-звезду, которая с помощью резонансных заявлений хочет выйти из информационной тени.