Будущее ремесла политконсалтинга
В декабре в Москве прошел VII Конгресс Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Новым президентом ассоциации был избран Григорий Казанков – политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП. Глава РАПК анонсировал планы масштабных преобразований. В том числе было заявлено о намерении добиваться формального признания профессии политконсультанта, вести работу над созданием профстандарта и созданием программ обучения политконсалтингу в вузах.
Эти инициативы дали повод для оживленной дискуссии между членами цеха политконсультантов и политтехнологов. В дискуссии приняли участие и эксперты Центра ПРИСП Сергей Румянцев, Антон Садкин, Владимир Шаповалов, Даниил Ермилов, Константин Труфанов, Павел Склянчук, Антон Чаблин, Алексей Левин, Кирилл Шкилев, Алексей Шидловский, Антон Тимченко, Алексей Громский и Александр Асафов.
Также поделились мнением президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, президент Minchenko Consulting Евгений Минченко и председатель совета директоров Центра политического консультирования «Никколо М», президент EAPC, член правления РАСО и член правления РАПК Игорь Минтусов.
Вице-президент РАПК, политтехнолог Петр Быстров – о будущем ремесла политконсалтинга и возможном расширении функций профессионального объединения - РАПК.
Есть два очень важных направления в деятельности РАПК, которые пока не раскрыты. Первое направление – это помощь членам РАПК, которые оказались в ситуации, связанной с проблемами жизни и здоровья. Например, кто-то тяжело заболел или даже умер на проекте, необходима помощь в организации похорон. Это вещи, которые сейчас практически отсутствуют и совершаются только на уровне добровольной инициативы самих политтехнологов, которые либо в группах в соцсетях собирают деньги для коллег, оказавшихся в критической ситуации, либо каким-то иным образом оказывают помощь.
Организации, которая занималась бы этим на системной основе, сейчас нет. Пока РАПК эту функцию помощи не выполняет. А это очень важно. Тем более, что цех стареет, и количество таких ситуаций, когда людям потребуется поддержка, будет расти. Мы знаем, что во всех творческих союзах, таких, например, как Союз театральных деятелей, есть такое направление работы, оказывается помощь ветеранам сцены, ветеранам искусства.
Второе направление для расширения деятельности РАПК, которое на сегодня пока проседает – это защита коллег, которые оказываются в ситуациях, когда к ним предъявляют претензии правоохранительные органы. Не секрет, что нормативно-правовая база у нас в стране сильно хромает. В итоге, например, мы видим ситуацию, в которой оказался политтехнолог Максим Минеев в Сыктывкаре. Думаю, что подобные ситуации будут возникать и в будущем, и в прошлом их было уже немало. Поэтому необходим некий инструмент системной защиты коллег, связанный с привлечением квалифицированных адвокатов, которые были бы компетентны именно в этой области. Здесь уместно лоббирование интересов политтехнологов, взаимодействие с общественными наблюдателями, которые имеют право посещать заключенных в СИЗО и местах лишения свободы после вынесения официального приговора.
Мне кажется, что эти две функции – помощь в критических ситуациях, связанных с жизнью и здоровьем и защита коллег в те моменты, когда к ним предъявляются претензии со стороны правоохранительных органов, очень важны. Но пока они не выражены ни у РАПК, ни у какой-либо другой профессиональной ассоциации. Мы знаем, что РАПК – не единственное профессиональное объединение политических консультантов.
Что касается организации образовательного процесса, подготовки политтехнологов на уровне вузов, я к этому отношусь очень скептически.
Политконсалтинг – это все-таки ремесло. Еще в стародавние времена были кузнечных и часовых дел мастера, жестянщики, гончары. Любое ремесло передается из рук в руки, от учителя к ученику. В этом смысле рассчитывать на то, что человек станет политическим консультантом, получив диплом политконсультанта, мне кажется, могут лишь люди, далекие от реальной политики и практики избирательных кампаний.
Я не отношусь к числу коллег, которые считают, что необходимо вводить для политконсультантов какие-то образовательные курсы. Потому что при получении общего крепкого образования, гуманитарного или технического, люди могут потом научиться тонкостям профессии уже непосредственно в ходе своей деятельности на проектах и сотрудничества с более опытными коллегами, политтехнологами старшего поколения. Организация какого-то образовательного процесса в рамках вузов ничего не даст. Как известно, у нас бьют не по паспорту, а по физиономии. И на работу на выборах берут не по диплому, а по опыту и наличию неких навыков и профессиональных компетенций. А если у человека будет написано в дипломе «политический консультант», но при этом практическим навыками он обладать не будет, то вряд ли он сможет эффективно работать.