Линия Шольца: иногда лучше промолчать
Во время переговоров в Вашингтоне канцлера Германии с президентом США Олаф Шольц публично не поддержал Джо Байдена, обещавшего перекрыть газопровод «Северный поток – 2» в случае эскалации на Украине. Немецкий лидер демонстративно не стал говорить о судьбе «СП – 2», хотя американские журналисты настойчиво требовали от него ответа. Он лишь заявил, что вопрос энергоносителей на данный момент не является поводом для беспокойства, а в будущем Германия постепенно будет уходить от ископаемых видов топлива.
Немцам не называют реальных альтернатив поставкам газа из России, а внутри правительственной коалиции нет единодушия по вопросу «СП – 2», поэтому Шольц решил просто молчать, констатирует политолог, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер.
В Германии идет дискуссия о том, что делать в ситуации переговоров между Россией и Западом.
С экранов и страниц газет и журналов, принадлежащих американским концернам (Шпигель, Бильд и т.д.), эксперты предлагают немцам отказ от российского газа сегодня и постепенный, в течение десятилетий, переход на зеленую энергетику. Для многих подобные предложения - очевидная маниловщина, поскольку комментаторы не дают ответа на ряд вопросов.
Например: намерение правительства закрыть «Северный поток 2» не является вмешательством властей в дела бизнеса? Ведь со стороны Запада это частный газопровод. И если по просьбе США закроют выгодный для Германии проект, чем американцы компенсируют российский газ? Поставками СПГ? Тогда на каких условиях будут эти поставки и в чем здесь выгода для ФРГ? Сами Соединенные Штаты не отказались от российских нефти и обогащенного урана. Почему же уран и нефть из России везут в США, а российскому газу нет места в Германии?
На фоне увеличения темпов информационной войны в медиа, канцлера обвиняют в пассивности. Однако задача Шольца - соблюсти баланс: не угробить экономику и учесть интересы военно-политических союзов, в которых состоит ФРГ. Значительную часть избирателей больше интересуют рабочие места и ухудшение экономической ситуации. У канцлера также есть проблема борьбы с пандемией и принятия закона о вакцинации, против чего выступает минимум треть немцев. Ему следует учитывать и мнение коллег по «светофорной» коалиции. В этих условиях нужно крутиться как уж на сковородке.
Вероятно, для Шольца самая правильная политика - молчать, когда речь заходит о спорных вопросах.