Мигрантский вопрос рассорил депутатов
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о трудовых мигрантах и диаспорах в России.
Миграционная проблематика в России сейчас стала необычайно актуальной. Правда, обсуждение ее зачастую сводится лишь к апокалиптическим заявлениям разбросанных по стране «Русских общин» (они неожиданно стали едва ли главными ньюсмейкерами по этой теме - от Ростовской до Челябинской областей). Внятная экспертная дискуссия, к сожалению, оттеснена мигрантофобами на периферию.
Я, например, давно не видел интервью ни руководства ФАДН, ни членов Совета по межнациональным отношениям при президенте. Между тем, важность проблематики подчеркивает и то, что президент еще в 2022 году создал в Совбезе комиссию по миграционной политике. А затем на Прямой линии заявил о необходимости создания отдельного госведомства, регулирующего миграцию.
МВД обсуждает проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Он пока даже за пределы ведомства не вышел. Даже депутаты Госдумы разошлись по поводу миграционной политики России. Вице-спикер Петр Толстой и коммунист Михаил Матвеев выступают против привлечения и самоорганизации мигрантов. Матвеев назвал мигрантов «дикарями», а Толстой сравнил диаспоры с мафией. «За» мигрантов выступили справоросс Дмитрий Кузнецов и спикер Вячеслав Володин. Володин подчеркнул, что знание мигрантами русского языка и уважение культуры и традиций России позволит избавить страну от мигрантофобии.
Поводом для думской дискуссии стало интервью директора Института демографических исследований РАН Марины Храмовой. Она заявила, что Россия должна бороться за трудовых мигрантов с другими странами – Китаем, Южной Кореей, Катаром, ОАЭ, Саудовской Аравией.
Трудовые ресурсы Центральной Азии не исчерпываются, и это подтверждается быстрым ростом населения региона. Оно растет в среднем на 1 млн человек ежегодно. И примерно такое же число молодых выходит на рынок труда.
Главный аргумент мигрантофобов – якобы приезжие очень криминализированы. Это ложь. Мигранты и лица без гражданства совершают в России не более 2% преступлений. Даже в Москве это менее 6%, а в Подмосковье – менее 8%. В прошлом году число преступлений, совершенных иностранцами, сократилось на 3%, подсчитал Следком России. Мигрантская преступность сокращается в России втрое быстрее, чем криминал в целом. Большинство преступлений (даже особо тяжких) мигранты совершают против членов своих диаспор. Мигрантофобов, конечно, такие эпизоды не интересуют, зато они раздувают каждое преступление приезжих против местных жителей.