О неоязычестве, или Как пересесть с автомобиля в телегу
Консультант по управлению, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников – об опасности увлечения неоязыческими практиками.
Негативные социальные явления обычно публично не критикуют, дабы не создавать для них бесплатного пиара. Но когда монстр вырастает и ему становится тесно в своем глухом лесу, надо вспомнить, что он боится света. Продолжаем тему неоязычества.
Неоязычество – духовные практики, построенные на домонотеистических традициях. В России – дохристианских. Весьма популярен в последнее время стал Георгий Сидоров - автор серии книг «Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации». Подход Сидорова оказался более убедителеным, чем учение анастасиевцев, изложенное в книгах Владимира Пузакова (Мегрэ) «Звенящие кедры России».
Книги подобных авторов являются художественным вымыслом. Однако, они становятся бестселлерами, поскольку очень грамотно реагируют на актуальные мировоззренческие запросы изрядной части населения. Это успешные маркетинговые проекты.
В оппозиции к неоязычеству находятся не только авраамистические религии (иудаизм, христианство, ислам), но и пришедшие к нам из-за рубежа хаббардизм (сайентология), либеральная европейская идеология («неопостмодернизм» с его пресловутой толерантностью), разного рода восточные и западные нетрадиционные культы.
Суть неоязычества в понимании его последователей состоит в следующем: «золотой век» нации остался в прошлом, но мы можем его возродить, если откажемся от «библейского наваждения» и вернемся к укладу предков.
Новоиспеченным адептам невдомёк, что им предлагают пересесть с автомобиля в телегу.
Славянский политеизм соответствовал тому уровню ментального развития наших предков, который существовал в эпоху позднего неолита. Это была стадия варварства, когда еще и морали не было, а общественная жизнь регулировалась обычаями и системой запретов (табу).
Поклонникам поклонения Перуну, видимо, никто не сказал, что за две тысячи лет существования христианства сформировалась богатейшая богословско-философская традиция, где есть ответы практически на все вопросы духовного характера. Но… мы же ленивы и не любопытны….
Чем опасно неоязычество? Тем же, чем и остальные нетрадиционные культы: у адептов притупляется рефлексия. Более того, они пребывают в уверенности, что вся правда мира у них, а их лидеры непогрешимы. Мир делится на «мы» и «они».
К «они» неоязычники относят и Русскую Православную Церковь. К сожалению, Церковь сама дает сегодня немало поводов для критики в свой адрес. Но нельзя ставить знак тождества между церковью, как организацией представленной в моменте, и вероучением. Град земной и град небесный – это два разных града.
Хорошо, если увлечение неоязыческими практиками останется на уровне простого бытового интереса или станет следствием понятных человеческих слабостей, но где грань, за которой начинается неадекватность?