Владимир Червоненко. Мобилизуй или проиграешь
Первоисточник: портал "Политические технологии"
18.02.2015
http://politteh.ru/index.php?p=news&nid=130
Значение мобилизации в условиях низкой явки, формы и методы мобилизации.
В последние годы в связи со значительным снижением конкурентного поля в выборах различного уровня на территории Российской Федерации, явка избирателей в среднем по России продолжает снижаться.
К дополнительным факторам снижения явки относится ЕДГ, приходящийся на период, когда значительное количество избирателей находится вне мест постоянного проживания, возросшая роль административного ресурса и юридического фактора в организации избирательных процессов с частой отменой регистрации рейтинговых кандидатов, недостаток несистемных финансово-обеспеченных оппонентов кандидатам от власти, способных создать реальную интригу на выборах, и многие другие факторы.
В этих условиях невысокой явки мобилизация своего электората на выборах приобретает особое значения; данное направление становится одним из самых приоритетных в проведении любой избирательной кампании и требует к себе как внимательного изучения, так и серьезного отношения.
Явка избирателей в зависимости от уникальной ситуации на каждой территории проведения выборов, может играть как на действующая власть, так на оппозицию; стратегия в отношении работы с явкой проводится после получения результатов серии количественных и качественных социологических исследований. Результаты социологических исследований являются основными при разработке стратегии мобилизационных действий и выборе формы и методов мобилизации.
В условиях низкой явки мобилизация приобретает огромнейшее значение; многие технологи понаслышке или лично сталкивались с ситуациями, когда разница между победным и вторым местом составляла считанные единицы голосов. Именно о таких случаях и говорят, и пишут в учебниках, что "нам важен каждый голос"; при многомиллионнных бюджетах, затраченных несколькими участниками соревновательного избирательного процесса, каждый ненабранный голос ложится немым (а зачастую очень даже не-немым, а финансово-мотивированным!!!) упреком на плечи руководителя и штаба кампании.
В зависимости от стратегии, отношения к власти, имеющихся человеческих, организационных и финансовых ресурсов, можно выделить нижеследующие формы и методы проведения мобилизации.
Формы мобилизации: административная мобилизация по производственному (территориальному) принципу, мотивированная (платная) мобилизация с наличием предварительной работы и без неё, непрямая (идеологическая) мобилизация сторонников по базам, ивент-мобилизация (организация событий на УИКах или на территории проведения выборов), демобилизация электората оппонентов.
Методы мобилизации: телефонный обзвон по производственно-административному принципу, колл-центр с тотальным обзвоном и работой по базам, мобилизация сетью по принципу координатор-бригадир-агитатор, мобилизация старшими по домам и органами ТОС, привоз, "наливайки", директ-мейл, информационная кампания (СМИ, АПМ, сети доверия), мобилизация с использованием спецпроектов ("семейный агитатор", вручение подарков отдельным категориям избирателей, "продуктовые пакеты", предвыборные лотереи-викторины, и др.), наличие долгоиграющего "предварительного" голосования, "открепительное" голосование, премирование исполнителей по результатам работы агитационной сети, мобилизация через контроль голосования (наблюдение, работу в УИКах), организация распродаж, выездной торговли на УИКах ("Праздничный УИК"), массовые мероприятия в день голосования (концерты, митинги, "майданы"). В отличие от форм, методы мобилизации - это постоянно развивающееся направление, обогащающееся с каждым циклом новыми технологиями.
По наличию обратной связи мобилизация может быть: с наличием обратной связи с УИКами и без наличия обратной связи;
По использованию специального программного обеспечения: с использование ПО и без использования.
Рассмотрим подробнее наиболее традиционные формы мобилизации.
Административная мобилизация по производственному (территориальному) принципу является наиболее традиционной и "проверенной временем" формой. Принцип действия её простой: в период подготовки и проведения выборов руководителям всех уровней командным способом вменяется проведение идеологической работы по мотивации сотрудников прийти в день голосования ( или проголосовав досрочно), поддержать "правильного" кандидата или партию. В зависимости от наличия ресурсов, она может производиться с наличием или отсутствием списков и системы контроля, с движением мотивационных финансовых средств - или без них. При наличии грамотной системы менеджмента, достойной идеологической платформы и наличия финансов, эта форма является самой действенной и эффективной.
Мотивированная (платная) мобилизация с наличием предварительной работы и без неё, может быть элементов административной мобилизации, но чаще всего проводится как дополнение, или противопоставление административному ресурсу. Её организация и проведения требует налаживания четкой системы контроля и движения финансовых средств, иначе она превращается в профанацию, сопровождающуюся активным "дерибаном" на всех уровнях. Предпочтительнее является налаживание долгосрочной, рассчитанной на несколько месяцев предварительной работы, системы, которую можно отстроить с привязкой к УИКам, обратной связью, сделать прозрачной и понятной. Кроме прямого (денежного) метода этой формы мобилизации возможно использование завуалированных (непрямых) методов, как-то: распространение скидочных карт, сертификатов, членских билетов, удостоверений, предоставляющих особый статус и др.
Непрямая (идеологическая) мобилизация сторонников по базам - это наиболее дешевый и эффективный метод, требующей систематизации общей базы сторонников с отправкой каждой группе уникального мобилизующего месседжа. Лучше всего сочетается с иными мобилизующими действиями ( мобилизацией сетью, обзвонами, приводом-привозом).
Ивент-мобилизация (организация событий на УИКах или на территории проведения выборов) - эта организация своеобразных "заманух", призванных увеличить явку, в первую очередь неопределившегося или не собирающего принять участие в голосовании электората. В зависимости от уровня организации выборов, наличия административного и финансового ресурса, это могут быть: митинги-концерты накануне и в день проведения выборов, предвыборные лотереи-викторины, скидочная выездная торговля на УИКах, мини-концерты на УИКах, использование календарных праздников (1 Сентября, День Города или других), проекты типа "Танцуй и голосуй" или организованный для защиты "победы" митинг на центральной площади.
Демобилизация электората оппонентов может производится любым способом: от открытого использования административного ресурса и СМИ до фейковых АПМ от лица оппонентов, интернет-активностей, граффити и организации иных спецпроектов. Может проводится как идеологически: дискредитация оппонентов как лузеров и недостойных голосования или , вообще, элементарного запугивания, до организационных: отправка в отпуска, ограничение транспортных возможностей, временное изъятие паспортов.
Иные формы мобилизации являются по сути вариантами или подвариантами предложенной классификации, и по-видимому, не являются принципиально отличными от вышеизложенных.
Приведенные выше методы мобилизации можно развивать до бесконечности, поскольку воображение человеческое есть категория безграничная. По сути, каждый метод мобилизации является отдельным выборным проектом, требующим соответствующих организационных действий и менеджмента. Для достижения максимального эффекта целесообразно использование нескольких методов с целью получения синергетического эффекта, однако надо помнить, что имеются традиционные методы, присущие власти и методы, присущие оппозиции; необходимо проводить демаркацию между различными методами, с целью добиться их оптимального сочетания.
Что касается наличия или отсутствия обратной связи с УИКами, наличия или отсутствия специального программного обеспечения - все это определяется имеющимися у организаторов наличием управленческих, временных и финансовых ресурсов. Естественно, вызовы 21-го века и наличие полной прозрачности и управляемости системы организации мобилизации требуют и наличия обратной связи, и соответствующего использования достижений современных информационных технологий, и достаточного времени на организацию, однако реалии чаще всего заставляют действовать "с колес" в условиях недостатка и временных, и финансовых, и организационных ресурсов.
Несомненным является следующее утверждение: мобилизация должны являться отдельным, ресурсно-достаточным доминирующим направлением избирательной кампании любого уровня, требующей отдельного менеджмента и системы контроля.
Руководители избирательных процессов, пренебрегающие данным направлением, или стремящиеся минимизировать издержки как по работе в день голосования, так и по организации полноценного неимитационного мобилизационного процесса, рискуют попасть в ловушку формального отношения, неизбежно приводящего к дорогостоящим выборным разочарованиям и потерям.