Всемирный день телевидения – повод напомнить о проблемах регионального телевидения
21 ноября отмечается Всемирный день телевидения (World Television Day). Учредителем этого праздника является Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций, которая провозгласила этот день в своей резолюции от 17 декабря 1996 года. Этот день был выбран в ознаменование даты проведения в ООН первого Всемирного телевизионного форума, который состоялся 21–22 ноября 1996 года.
Однако для журналиста, первого заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, эксперта Центра ПРИСП Александра Малькевича День телевидения - это повод вспомнить о проблемах регионального телевидения.
Хочу поздравить своих коллег-телевизионщиков с профессиональным праздником. Но праздник — это еще и хороший повод напомнить о тех проблемах, перед телевещателями — прежде всего региональными. Только за последний месяц наша Комиссия по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций провела площадки на форуме современной журналистики “Вся Россия — 2018” в Сочи и на XXII Международном конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей.
Напомню, дело в том, что в следующем году РТРС (Российская телевизионная и радиовещательная сеть — оператор связи, обладающий монопольным правом на распространение телевизионного сигнала в аналоговом диапазоне) прекращает аналоговое вещание федеральных телевизионных каналов. С 11 января 2019 года — в городах с населением менее 100 тысяч человек, в неопределенный срок до конца 2019 года — на всей территории РФ.
В течение 2019 года федеральные телеканалы полностью перейдут на вещание в цифровом диапазоне, региональным вещателям в праве на работу в цифровом диапазоне отказано.
Сложившаяся ситуация — это фактический запрет на существование регионального телевидения. Решение о дискриминации участников рынка по принципу принадлежности к федеральным и региональным выводит ситуацию за пределы правового поля. В законодательстве РФ нет определения федерального или регионального телевизионного вещателя. Соответственно, нет критериев отнесения вещателей к категории региональных или федеральных, но условия рыночной деятельности для них различаются принципиально. Таким образом, речь идет о создании неравных условий конкуренции и прямых препятствий к осуществлению предпринимательской деятельности.
Модель развития телевещания в стране построена регуляторами отрасли без учета интересов и мнений региональных и муниципальных вещателей, а законодательные лакуны в механизмах регулирования рынка создают неограниченные возможности для произвольного толкования действующего законодательства и угрозу уничтожения целых сегментов медиарынка. Неопределенность статуса городских, районных и региональных каналов, в том числе обязательных общедоступных региональных телеканалов, в рамках реализуемой версии ФЦП неизбежно приведет и уже привела к закрытию многих из них.
По инициативе ОНФ и при участии НАТ летом 2016 года был внесен на рассмотрение Государственной Думы и принят Федеральный закон 280-ФЗ, установивший обязанность кабельных операторов региона дополнительно к 20 эфирным каналам общероссийских мультиплексов транслировать в своих сетях “обязательный общедоступный канал субъекта РФ”.
На площадке V медиафорума «Правда и справедливость», прошедшего в марте 2018 года в Калининграде, Президент Российской Федерации Владимир Путин по предложению ОНФ поручил проработать аналогичное предложение, закрепляющее обязанность распространения в кабельных сетях с использованием 22-й позиции определенных Роскомнадзором локальных (муниципальных) телеканалов.
При этом необходимо отметить, что уровень проникновения кабельных сетей в некоторых регионах России очень низок (особенно в сельской местности и труднодоступных регионах); кроме того, распространение каналов через кабельные сети является условно-бесплатным, поскольку населению в любом случае приходится платить даже за базовый пакет каналов и услуги связи кабельному оператору.
Выборы в государственные и местные органы власти регулярно показывают, что пользующиеся популярностью высокорейтинговые местные телеканалы играют важную роль в итоговых результатах голосования в регионе. Согласно статистике Роскомнадзора, в 2018 году 338 региональных телеканалов предоставляли свой эфир для дебатов во время кампании по выборам Президента РФ. Также сложно переоценить важность своего локального, “родного” канала для жителей каждого города, где зритель может получить актуальную оперативную информацию о том, что происходит рядом.
Отсутствие местных медиа в информационной среде региона не только снижает массовость избирательного процесса на выборах в субъектах РФ и муниципалитетах, но и способно привести к информационному вакууму, чем готовы воспользоваться безответственные провокаторы и экстремисты, распространяя непроверенную информацию и сея панику. Трагические события конца марта в Кемерове это наглядно показали.
В общем, главный подарок в этот день — вернуться на государственном уровне к рассмотрению вопроса о возможности выделения радиочастот для организации местных и региональных (дополнительных) эфирных мультиплексов, с целью чего возобновить практику проведения конкурсов ФКК по телерадиовещанию на право наземного эфирного цифрового вещания на основании соответствующего поручения Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания».
Ранее опубликовано на: https://www.oprf.ru/press/832/newsitem/47380