Владимир Червоненко. Президентские выборы в Белоруссии: полцарства за легитимность
Представляем авторский аналитический материал Владимира Червоненко - политолога, директора по спецпроектам Центра ПРИСП.
Президентские выборы в Беларуси 2015 года проходили в условии отсутствия конкурентной реальной угрозы существующей власти со стороны белорусской оппозиции, недостатка независимых белорусских СМИ, наличия мнимой или реальной угрозы развития революционного сценария "Майдан 2014", существующей в общественном сознании и наличия активной внешней политики Российской Федерации как в ближнем, так и дальнем зарубежье с минимальным вниманием со стороны международных структур к событиям, происходящим в Беларуси.
Социальная обстановка в стране спокойная, количество социальных консерваторов примерно в два раза превышает число сторонников перемен. Ожидания электората представляют собой наличие в стране сильной, предсказуемой, уважаемой в мире государственной власти с выраженным социально ориентированным компонентом, способной защитить населения страны как от внешних угроз, так и от финансового кризиса, вызванного как наличием международных санкций в отношении РФ, отражающихся на экономике Беларуси, так и отсутствием структурных экономических реформ внутри страны.
Политические климат в стране значительно потеплел, что проявлялось в освобождение политических заключенных, отсутствию новых задержаний, довольно либерального отношения к проведению акций оппозиционных структур, организации избирательного процесса.
Ни одна из оппозиционных структур, изъявляющая желание участвовать в выборах, не рассчитывала на приход к власти, учитывая как социологическую картину, так и наличие реальных возможностей властей по коррекции результатов голосования. Задача любого участника избирательного процесса (кроме официального спойлера власти С. В. Гайдукевича) была популяризация собственного бренда, укрепление структур, получение и освоение ресурсов)
Задачей действующей власти было не просто победа, а максимально убедительная победа с результатом 80 на 80 (явка и голосования за действующую власть) при максимальной легитимности, проявляющейся как в отсутствии жалоб на протяжении всего избирательного процесса, так и отсутствие причин для активных заявлений или выступлений со стороны оппозиций и международных структур.
Среди всех субъектов, выдвигающих свои кандидатуры в качестве кандидатов наибольший информационный эффект составили группа А. Лебедько и С. Калякина, которые не имея ресурса, ни финансового, ни организационного, собрали (декларируемые!) 48 000 и 43 000 подписей.
В поддержку действующего главы государства Александра Лукашенко собрано свыше 1 млн 700 тыс. подписей, председателя Белорусской патриотической партии Николая Улаховича - 159 805 подписей, главы Либерально-демократической партии Беларуси Сергея Гайдукевича - 140735 подписей, экономиста Виктора Терещенко - 130404 подписей, активистки кампании "Говори правду" Татьяны Короткевич - 107299 подписей. По опыту 2010 года, к качеству подписей В. Терещенко ещё тогда были вопросы (когда регистрировали по сути всех), поэтому факт его не регистрации абсолютно объективный)
По поводу подписей остальных участников: подписи А. Г. Лукашенко собирались повсеместно с использованием административного ресурса, вопросов к количеству и качеству нет. Примерно таким же образом собирались подписи в поддержку С. Гайдукевича. Подписи Улаховича Н. Д. собирались, по моему мнению, частично; происхождение недостающих подписей неизвестно.
Что касается подписей в поддержку Т. Короткевич – кампания "Говори правду" имела базу в 100 000 подписей в поддержку "Народного референдума". По-видимому, часть подписей была собрана в реальности, недостающие были "нарисованы". Поскольку все участники избирательного процесса нужны были действующим властям для легитимизации выборов, проблем с их регистрацией не возникло.
Проблем ни с пикетами по сбору подписей, ни у самих членов инициативных групп не возникало ни у кого в течение всего сбора подписей. Общественная комиссия, состоящая из представителей оппозиционных партий, проверяющая подписи Т. Короткевич также не нашла в них ничего скандального или сфальсифицированного.
Агитационный период использовался со стороны действующей власти исключительно не в агитационных целях, а с целью создания мощного позитивного информационного фона, отражающего по сути как Отчет действующего президента, так и его Предвыборную программу. Все эти действия носили достаточно мягкий ненавязчивый характер, накладывались на ожидания электората и имели под собой социологическую базу. Проводилась не столько личностно-ориентированная кампания, направленная лично на президента А.Г. Лукашенко, а всей существующей в стране системы.
Агитационные кампании остальных кандидатов в Президенты: Т. Короткевич, Н. Улаховича и С. Гайдукевича ввиду ограниченности ресурсов ограничивались телевизионными дебатами, официальными публикациями, немногочисленными встречами с избирателями и работой в интернете. Усилия конкурентов действующей власти по собственной популяризации были настолько ничтожны, что действующая власть вынуждена была разработать и активного продвижения общих предвыборных плакатов, включающих всех четырех кандидатов.
По сути, никаких ограничений по агитации ни у кого из альтернативных кандидатов не было, все ограничивалось исключительно наличием у них организационного и финансового ресурса, а точнее, их отсутствием. Основной задачей властей Беларуси были действия по мобилизации электората, носящих тотальных характер и проявляющихся в наружной рекламе, защищёнке, рекламных роликах, работы административного ресурса, фоновых публикациях и работе СМИ, СМС рассылках и иных методах.
Нынешние выборы характеризовались максимальным количеством досрочно проголосовавших - порядка 36%. Согласно официальным данным, окончательные результаты голосования в целом по стране следующие.
Александр Лукашенко, набрал 83,49% голосов, При этом более 6,4% избирателей проголосовали против всех кандидатов. За Татьяну Короткевич по стране отдали голоса 4,42%. Сергей Гайдукевич набрал - 3,32% голосов, Николай Улахович - 1,67%.
Согласно протоколу избирательной комиссии № 112, находящийся в СШ № 34 г. Гродно, данные следующие: общее количество избирателей зарегистрированных 2293, количество проголосовавших 2046, досрочно проголосовавших 676, проголосовавших на дому 24, проголосовавших на участке в день голосования 1346. За С. В. Гайдукевича отдано 73 голоса (3,5%), За Т. Н. Короткевич - 311 (15,26%), за А. Г. Лукашенко 1624 (79,72%), за Н. Д. Улаховича 80 (3,92%). Количество "против всех" 19 (0,9%), недействительных 9. Общее количество полученных бюллетеней 2400, количество погашенных 252. Явка составила 2046 человек, или 89,22%
В ходе голосования присутствовало 7 наблюдателей, из которых 5 человек являлись сотрудниками СШ № 34, и 2 наблюдателя от оппозиционной партии БСДГ - Белорусская социал-демократическая громада. Отношение со стороны комиссии, членов и председателя на предварительном голосовании и в ходе самого голосования было лояльное, даже дружелюбное. Было составлено в день выборов 2 жалобы:
1. В списках для голосования на дому было 2-е умерших, 2 человека не заказывали урну, просто это были представители возрастной маломобильной категории, которых комиссия самостоятельно включила в список.
Согласно второй жалобе, в 18.30 пришла избирательница и обнаружила, что за неё кто-то поставил подпись в получении избирательного бюллетеня. Потом выяснилось, что пожилой избиратель поставил не там свою подпись, о чем он написал соответствующее заявление, но осадочек, как говорится, остался... Обе жалобы были приняты Председателем и внесены в Журнал.
Общее впечатление от контактов с Председателем комиссии было, что она больше озабочена наличием жалоб, скандалом и нестандартных ситуаций, чем итогом голосования. Наблюдатели имели возможность наблюдения за подсчетом избирательных бюллетеней, включая их раскладку по стопкам и подсчет, с расстояния 2-3 метра без использования видеорегистрирующих устройств.
Тем не менее полноценной и тотальной возможности для контроля подсчета голосов у наблюдателей не было по следующим причинам:
1. Отсутствовала работа со списками избирателей; списки избирателей по окончанию голосования сразу упаковались, количество проголосовавших не подсчитывалось. Визуально проголосовало 50-60% от общего списочного состава избирателей.
2. Урны считались раздельно, однако считались одновременно всеми членами избирательной комиссии с последующей фиксацией данных на листочках бумаги. Данные индивидуального подсчета не оглашались, а переписывались обходящим стол секретарем избирательной комиссии с доведением до сведения наблюдателей только итоговых цифр.
3. Число погашенных бюллетеней также подсчитывалось всеми членами избирательной комиссии без оглашения результатов.
4. Данные параллельного подсчета количества бюллетеней, вброшенных избирателями в стационарную урну и количество избирателей, проголосовавших на участке по данным избирательной комиссии расходилось на 244 бюллетеня.
5. Данные об общем количестве зарегистрированных избирателей наблюдателям не предоставлялись до самого момента составления итогового протокола.
6. Избирательные бюллетени были упакованы без пересчета до озвучивания председателем итоговых данных о результате голосования.
7. Итоговый протокол с общими итоговыми цифрами появился в доступе наблюдателей без итогового заседания избирательной комиссии, но уже подписанный всеми членами избирательной комиссии. Факт подписи итогового протокола наблюдателями зафиксирован не был.
По данным наблюдателей в день голосования на участке проголосовало всего 1102 избирателя, а не 1346, как было указано в итоговом протоколе.
Результаты голосования на избирательном участке № 112 г. Гродно, находящемся в традиционно поддерживающем оппозицию районе, не является характерным для всего электората Беларуси, однако даже с учетом избирателей в более "пролетарских" и "геронтологических" районах, а также в сельской местности, общий процент голосования за президента Беларуси на этих выборах никак не мог бы превышать 65%, а процент сторонников перемен в лице электората Т. Н. Короткевич должен составлять не менее 10%. Большой процент протестников, даже по официальным данным 6,4%, включая испорченные бюллетени, свидетельствует о росте протестных настроений в обществе, требующих какого-то выхода.
Интересно проанализировать структуру голосования в 2010 году на местных выборах, и в 2015 году на президентских. Как мы видим, по сравнению с 2015 годом резко увеличилось количество молодёжи в возрасте 25-34 года, а также предпенсионной группы 45-54 года, в основном женщины. По видимому, неожиданно высокую поддержку Т. Н. Короткевич на данном участке обеспечили именно эти сегменты электората.
Как мы видим, Президентские выборы в Беларуси в очередной, уже пятый раз, закончились убедительной, "изящной и элегантной" победой действующего Президента А. Г. Лукашенко. Несмотря на то, что ОБСЕ и наблюдатели от оппозиции нашли множество огрехов, даже они оценили положительные перемены, произошедшие в сфере избирательного процесса в этой стране. Все прошло бы чисто, легитимно, как говорится "без сучка и без задоринки", если бы наблюдатели имели полноценную возможность наблюдать, если бы в процедуре подсчета голосов было бы официально прописаны демонстрация бюллетеней наблюдателей с озвучиванием, работа со списками по сверке-сводки количества проголосовавших и выданных бюллетеней, если бы в избирательных комиссиях было бы достаточное количество представителей оппозиции, и т.д и т.п.... Слишком много "если".
Дело в том, что по победе действующего президента Беларуси не сомневался никто, даже в победе в первом туре с учетом данных социологии. И по моему, даже цифра в 60% голосов за А. Г. Лукашенко при размытых процентах между протестниками, оппозицией и спойлерами давала бы Александру Григорьевичу достаточную легитимность среди всего мирового сообщества. А если бы и весь процесс подсчета был на 100% прозрачным, то даже у ОБСЕ не осталось бы ни малейших сомнений в честности, открытости и прозрачности выборов 2015 в Беларуси.
По моему, последними часами Дня голосования, а точнее процедурой подсчета голосов, значительная часть усилий властей по легитимизации действующего Президента страны были попросту перечеркнуты. Было ли это честное желание у определенных руководителей просто выслужиться, тайная дискриминация власти, или что-то ещё - этого нам пока узнать не дано.
Существующая система организации выборов в стране не дает возможности оппозиционным силам, даже одержав победу на выборах, прийти к власти законным путем. Такая ситуация является миной замедленного действия, поскольку рано или поздно носитель Верховной власти в Беларуси сойдет с политической арены, а кто, и самое главное как: мирным путем или путем неконституционных действие придет ему на смену - от этого будет зависеть в стране ВСЁ. Мы беларусы, мирные люди, и иметь на нашей земле реализацию чужих немирных сценариев трансформации нашей государственной власти очень не хочется. Но - от рядовых беларусов в действующих политических условиях, к сожалению зависит очень немного. Если беларусские власти в конце концов не осознают, что вся сила не в легитимности, а вся сила - в правде.