Денис Ширяев: состав не по ГОСТу или Новые партии в московских советах депутатов
У непарламентских партий есть надежда увидеть своих представителей в новых составах Советов депутатов муниципальных округов Москвы. Политолог, эксперт Центра ПРИСП Денис Ширяев знает, у кого эта надежда наиболее обоснованна.
«Нет сомнений в том, что львиная доля мандатов на муниципальных выборах в Москве достанется основным политическим силам – четырем парламентским партиям и «Яблоку». Однако, на мой взгляд, не стоит забывать еще о нескольких партиях, которым по силам будет «разбавить» советы депутатов своими представителями. Речь в первую очередь идет о Партии Роста и «Родине».
Если обратиться к последним выборам в Госдуму, то по стране Партия Роста и «Родина» набрали мало – менее 2% каждая. Однако в Москве обе политические силы уверенно преодолели трехпроцентный барьер. Партия Роста в трех избирательных округах столицы получила более 4% голосов (197-й Кунцевский избирательный округ – 4,36%, 208-й Центральный избирательный округ – 4,66%, 209-й Черемушкинский избирательный округ – 4,61%). Соответственно, «Родина» в двух московских округах набрала более 4%, а еще в одном – почти 6% (197-й Кунцевский избирательный округ – 4,23%, 209-й Черемушкинский избирательный округ – 4,07%, 206-й Тушинский избирательный округ – 5,95%).
Шансы на то, чтобы у «Родины» и Партии Роста в столице появились свои муниципальные депутаты, весьма неплохие. От обеих партий не ждут каких-то определенных больших результатов. Поэтому нет давления и страха проиграть кампанию. А любое количество муниципальных депутатов в новых Советах будет восприниматься как успех.
«Родина» представлена в Московской городской Думе депутатом Андреем Шибаевым (председатель регионального отделения партии в Москве). Он победил в избирательном округе, в который входят такие муниципальные образования как Косино-Ухтомский, Некрасовка, Новокосино, часть района Вешняки и часть района Выхино-Жулебино. Следовательно, в этих муниципальных районах у «Родины» есть плацдарм для мобилизации сторонников и укрепления своих позиций через поддержку кандидатов на выборах.
Преимущества Партии Роста в том, что это новая политическая сила (мало кто помнит, что это бывшее «Правое дело»), со своим лицом, минимальным антирейтингом и удачным названием. Феномен новизны, с одной стороны, и понимание у избирателей того, что это партия не на один день, не двойник, не спойлер, с другой стороны, может прибавить ей популярности.
Основная задача, которая на данном этапе стоит перед всеми политическими силами, заявившими о готовности участвовать в сентябрьской кампании, в том числе и перед руководством «Родины» и Партии Роста, заключается в том, чтобы найти и выдвинуть как можно большее количество серьезных конкурентоспособных кандидатов. Я уверен в том, что некоторые парламентские партии не смогут «закрыть» своими кандидатами все вакансии на выдвижение. Поэтому ставить задачу выдвинуть кандидатов на все существующие вакансии, ни в «Родине», ни в Партии Роста не будут – она мало выполнима. На мой взгляд, и для «Родины», и для Партии Роста на первый план выходит задача выдвинуть своего кандидата в каждом избирательном округе. Если исходить из того, что большинство округов будут пятимандатными, каждой из партий нужно будет найти около 250 кандидатов.
Отыскать 250 кандидатов в Москве, оказать им организационную и правовую поддержку – задача посильная, и решать ее надо. То, что кандидатам придется собирать подписи (около 150), в условиях низкой явки, когда прогнозируемая «стоимость» мандата равна 700 голосов, является большим плюсом. В процессе сбора подписей кандидаты начнут знакомиться с жителями, презентовать себя, найдут актив, на который можно будет опереться на территории, и при удачных раскладах фактически получат от 5% до 20% голосов в начале избирательной гонки.
Обе партии готовы конструктивно договариваться и не находятся в жесткой оппозиции к московским властям. Поэтому вопрос регистрации кандидатов должен пройти мирно и без скандалов. Главное – найти этих самых кандидатов, способных собрать подписи и затем провести избирательную кампанию».