«УДАЧное голосование» в Санкт-Петербурге
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев анализирует организацию сети загородных («дачных») участков на выборах губернатора Санкт-Петербурга и риски фальсификаций, которые не выдерживают никакой критики.
Еще в апреле 2019 года стало известно о том, что власти Санкт-Петербурга, опираясь на опыт Москвы, планируют открыть в единый день голосования сеть загородных («дачных») участков.
К середине мая была разработана общая схема их расположения. Открытие «дачных» участков первоначально было запланировано в 33 садовых некоммерческих товариществах (СНТ) Ленинградской и Псковской областей. Обитатели прочих садоводств, как заявили представители власти, смогут прибыть на участки на специальных автобусах. Позднее количество «дачных» участков увеличилось. В соглашении между избирательной комиссией Ленинградской области и Горизбиркомом Санкт-Петербурга были зафиксированы планы открытия 72 участков. Еще 30 УИКов будут работать в Псковской области.
Однако встает вопрос о том, является ли количество дополнительных участков достаточным. В период «большой» избирательной кампании 2018 г. в Московской области проживало около 3,2 – 3,6 млн. дачников и садоводов, имеющих столичную регистрацию. Для того, чтобы облегчить для них процесс голосования, на территории Подмосковья были открыты 200 дополнительных УИКов.
Для сравнения, на территории Ленинградской и Псковской областей проживают приблизительно 2 – 2,5 млн. дачников и садоводов из Санкт-Петербурга. Им предложено голосовать на 102 участках (в ряде источников их количество указано как 92). Именно по этой причине представители объединений садоводов и дачников выступали с призывом увеличить количество «дачных» избирательных участков.
Предлагаемое открытие дачных участков наряду с поддержкой встретило и откровенное неприятие, в первую очередь – среди представителей оппозиции и части правозащитников. Например, активисты из движения «Голос» и организации «Наблюдатели Санкт-Петербурга» выразили обеспокоенность тем, что, по их оценке, процесс создания участков проводится «практически негласно».
В начале недели штаб Владимира Бортко – кандидата от КПРФ на должность губернатора Санкт-Петербурга – направил в адрес Корпуса наблюдателей «За чистые выборы» запрос, в тексте которого высказаны опасения относительно того, что создание «дачных участков» является элементом подготовки к организации фальсификаций на предстоящих выборах 8 сентября. Ответ Корпуса был однозначен: создание участков соответствует букве и отвечает духу закона. Однако опасения относительно возможности крупномасштабных нарушений на экстерриториальных участках естественным образом ставят под сомнение инициативы по расширению их сети. Обоснованы ли они?
При ближайшем рассмотрении версия о том, что создание дачных участков преследует целью организацию масштабных фальсификаций, не выдерживает критики.
Прежде всего, обращает на себя внимание то, что в сельской местности и СНТ многие «черные технологии» банально не работают по причине того, что местные жители прекрасно знают друг друга, и потому появление большого числа завезенных на автобусах «чужаков» сразу бросится в глаза. К тому же промышленные масштабы злоупотреблений эта технология дать не способна: голоса дачников составляют мизерный процент электората и судьба губернаторских выборов решается отнюдь не на садовых грядках. Наконец, необходимо помнить о том, что существуют десятки иных сравнительно честных способов повысить явку и уровень поддержки кандидата, гораздо менее затратных и трудоемких, чем организация экстерриториальных участков, подвоз липовых «дачников» и «рисование» цифр в протоколах под яблонями.
Потом, даже при условии расширения сети «дачных» избирательных участков вполне возможно обеспечить на них присутствие необходимого числа наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса, которых, кстати, можно рекрутировать из тех же дачников.
И наконец, следует помнить и о «социальном профиле» многих дачников. Когда речь заходит о владельцах участков, расположенных вне зоны, непосредственно примыкающей к Санкт-Петербургу, в большинстве случаев мы имеем в виду людей, располагающих доходом на уровне «средний/ниже среднего». Зачастую обитатели дач – это пенсионеры, сдающие свою квартиру в Петербурге: или уступившие ее детям, либо просто люди с серьезными материальными проблемами, пытающиеся решить их за счет передачи в аренду единственного жилья. Многие из них относятся к числу петербуржцев в первом-втором поколении. Это давно уже ставшие «коренными» питерцами бывшие ленинградские «лимитчики» из соседних областей, во время отпуска помогающие по хозяйству «старикам в деревне». Не так уж редко среди дачников встречаются обитатели питерских коммуналок, скопившие средства на «собственное жилье» – скромный домик за городом - и уезжающие туда на выходные, пожить в своем, путь без удобств, но в отдельном жилье.
По большей части дачники – это те самые «простые люди». При этом их нельзя однозначно причислить к лоялистскому электорату (в своем вынужденном переезде из города на дачу или в необходимости копаться в огороде, выращивая себе продуктовый приварок, многие из них винят власть имущих). К тому же, их активность не стоит переоценивать: значительная часть дачников погружена в семейный быт и принципиально игнорирует любые новости из мира большой политики.
Так в чем же тогда смысл дачного проекта?
В данном случае мы можем наблюдать тот самый случай проявления реальной заботы о «простом человеке» со стороны власти, попытку обеспечить доступность участия дачников в выборах, а для многих – и поддержание политико-духовной связи с родным городом. Создание экстерриториальных участков показывает дачникам, что Санкт-Петербург помнит о них и об их проблемах. Их голос важен и должен быть учтен – таков основной посыл этого начинания. И, похоже, на этот раз власть ведет себя искренне.
Ранее опубликовано на: http://vybor-naroda.org/vn_exclusive/135629-udachnoe-golosovanie-v-sankt-peterburge-est-li-risk-v-sozdanii-eksterritorialnyh-uchastkov.html