Время случайной толпы, или Когда настанет время граждан
Я рад, что я этой силы частица…
(В. В. Маяковский)
Эксперт Центра ПРИСП Павел Гусев – про Единый день голосования, психологию масс, и о том, что что мифы поднимают толпу.
Французский психолог Густав Лебон (1841-1931) наверняка гордился бы тем, что его книгой «Психология масс» зачитывались Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини. Да и иные «людоеды» и маньяки-реформаторы - организаторы геноцидов своих и чужих народов. Но вряд ли Лебон гордился плодами от прочитанного ими.
То, что в ней описано, массово реализуется в российском обществе. Тут хочется поправить самого себя - «недообществе». Ибо ту массу, которая не знает ничего о своих правах и избегает своих же обязанностей (например, платить налоги – 40% экономики по некоторым подсчетам в «серой зоне»), гражданским обществом назвать никак нельзя. Поэтому размышление о массах.
Российские психологи и социологи «продублировали» коллективно практически книгу Лебона со своими комментариями и назвали ее «Психология толпы».
Где же, вы спросите, можно увидеть массы по Лебону или толпу современную?
И я соглашусь - практически нигде. Так как каждый индивид по отдельности стал «приставкой» к телевизору, гаджету или компьютеру. Но государство периодически пытается устраивать митинги в поддержку себя, выводя организованно массы на
дни «былых» побед и вновь свершившихся присоединений. Индивиды, собравшиеся в массу, ненадолго получают «коллективную душу».
Перед этим индивида тщательно «заряжают» у «зомбоящика». А когда он попадает с единодушным зарядом в единодушную толпу, то чувствует себя защищенным от всего в данный момент. Ведь он со всеми и делает то, за что точно не поругают.
По отдельности индивид понимает свою беззащитность перед махиной государства и ее институтами. Приглашение в детсад и школу, где учится твой ребенок, тоже у некоторых заставляет дергаться ногу, в кармане которой лежит кошелек. Это ощущения индивида-одиночки.
А вот когда он с георгиевской лентой (истории которой, он, конечно же, не знает, но по ТВ сказали – надо нацепить!) идет в тысяче таких как он, происходит метаморфоза – неустроенный с социально-бытовой точки зрения индивид становится «силой», заряженной массой, которая по книге именуется конвенционной толпой, так как действует строго по правилам. Если эта толпа прорывает кордон ОМОНа и конной полиции, то это уже действенная толпа.
Прошу читающих, сразу не искать в написанном деструктивного социально-политического заряда. Здесь речь о парадоксах. С одной стороны, толпы сгоняют на празднование всяких побед и успехов при каждом удобном случае. Чтобы ощутить коллективный одобрям-с. А с другой стороны, разгоняют массы в самые важные события в стране – выборы.
Поясняю – из года в год стала ретушироваться информация об избирательных кампаниях. Агитации прийти на голосование все меньше, по крайней мере, в провинции. Поливанием огульной чернухой либералов, а также вечными фейсами лидеров «конструктивной оппозиции» прямо отталкивают народ рассматривать выборы как институт, который мог бы быть связан с их личной жизнью. Как может что-то измениться, если кандидаты третий десяток лет те, которые ничего не «можут»?
Желание не быть в толпе Лебон воспринимал как зачатки личности. Нынешняя толпа не имеет ни лидеров, ни даже настроений. У толпы лишь есть настрой через масс-медиа.
Когда Жириновский отчебучивает в очередной раз что-нибудь эдакое, а либеральная оппозиция ни о чем не может договориться, даже у желающих что-либо изменить начинается отторжение. И тут я лично прихожу к выводу, что, по сути, ни общества, ни толпы нет. Кучки по точкам зрения на некоторые вопросы в лучшем случае. Ни одна политическая партия никого не представляет – никакой срез общества. С натяжкой КПРФ – они представляют тех, кому 40 лет назад было лучше, чем сейчас.
Общество превратили в мешок гороха, который рассыпался из прохудившегося мешка.
У нас сейчас даже за деньги митинг собрать - проблема, так как «чума на все ваши дома» - ответят вам. Екатеринбург и Шиес - локальные случаи, но от них, по Маяковскому, не станет, что «Губернии начнут громыхать городами».
Разрядами пропаганды, как из дефибриллятора, массу на краткое время реанимируют то в «крымнашевцев», то в победителей над фашизмом, то вгоняют в угар богоугодных настроек на гастроли какой-нибудь святыни (прости, Господи!) Но чтобы массу превратить в гражданское общество, а индивида в личность – на это действующая власть не пойдет никогда.
Самое интересное, что мифы поднимают толпу, а правда делает злой и инертной.
Инертность в избирательном процессе страшней вопроса - за кого?
Поэтому, я призываю подумать о тех, из кого осталось выбирать. Прийти, и даже если не проголосовать, то оставить запись в бюллетене обо всем этом процессе, именуемом выборами.
Ничего – привыкнем, придем. Позже, чем другие, но придем. Начнем активно голосовать и партии новые появятся – историю не свернешь. И тогда это будет стяжательная масса. Созидающая свое будущее и будущее своих детей. И доберемся до цивилизованного построения института выборов. А пока нас ждет 8 сентября…