Семья. 20 лет спустя
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства, генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы», эксперт Центра ПРИСП Сергей Рыбальченко комментирует опубликованный РИА «Новости» аналитический материал, о том, как изменился портрет российской семьи за 20 лет.
В 1999 году суммарный коэффициент рождаемости достиг своего исторического минимума — 1,15 ребенка на женщину. Для сравнения: в 2018 году он составлял 1,58 на женщину, то есть был существенно выше. Думаю, гораздо правильнее сравнивать нынешнее состояние семьи с тем, что было в 1989 году, когда суммарный коэффициент рождаемости был чуть выше двух.
Тогда мы бы увидели действительно всю трансформацию семьи, которая произошла за постсоветское время. А так мы сравниваем нынешний благополучный показатель с показателями худшей ситуации по всей стране в российский истории.
На что следовало бы обратить внимание. 1999 год — это год посткризисный. В 1998 году был кризис, который отразился на рождаемости. Сейчас же мы имеем также спад рождаемости, который наблюдается с 2014 года, и он происходит не только на фоне демографической ямы, которая сформировалась в 1990-е годы, но и на фоне пятилетнего снижения реальных доходов населения.
Поэтому, с одной стороны, эти сравнения не могут быть показательными в плане роста благополучия семьи, связанного с историческим развитием, потому что надо было сравнивать с 1989 годом, но, с другой стороны, исследование показывает благополучие, которого достигла российская семья по сравнению с историческим минимум неблагополучия.
По многим характеристикам нет сильных отличий от семьи 1999 года. Но есть, конечно, показатели, говорящие в пользу нынешнего времени: обеспеченность жильем, автомобилями, дошкольными образовательными организациями. Однако по сравнению с 1999 годом увеличилась доля детей, которые не посещают детский сад только потому, что родители считают, что дома лучше.
С одной стороны, это означает, что возникают такие процессы, на которые мы обязаны реагировать: семейное воспитание и семейное образование становятся более востребованными. А с другой стороны, это означает, что мы не предлагаем семье достаточного набора образовательных услуг.
Остановлюсь на показателе среднего возраста женщины при рождении ребенка. Сейчас эта характеристика кому-то кажется пугающим показателем, в то время как во всем мире происходит именно такая же трансформация: увеличение возраста женщины при рождении ребенка — как первого, второго, так и последующих.
Если обратиться к многолетней статистике начала 1960-х годов, то мы увидим, что этот показатель не всегда рос, и средний возраст рождения ребенка равнялся в этом периоде 27 годам. Затем он стремительно снижался до 24 лет. К 2009 году он снова вырос до 27 лет.
Ничего критичного в повышении возраста рождения ребенка, с моей точки зрения, не происходит. К этому явлению нужно отнестись не социологически, а философски. На сегодняшний день с повышением возраста существенно вырастают возможности для рождения ребенка.
Ранее опубликовано на: https://oprf.ru/blog/?id=2667