«Башни Кремля» и дело Устинова
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов сравнивает кейсы Голунова и Устинова, которые уходят в политическую плоскость.
Очередной судебный скандал вызвал приговор актеру Павлу Устинову к лишению свободы за применение насилия к представителю власти. По версии следствия, актер оказывал сопротивление при задержании и вывихнул плечо сотруднику Росгвардии. При этом судья Тверского суда отказался смотреть запись задержания Устинова, из которой следует, что насилия к полицейскому он не применял.
Этот приговор вызвал широкий общественный резонанс, после чего на дело актера обратили внимание в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что следует дождаться рассмотрения апелляции на приговор, а прокуратура, которая ранее просила для Устинова 6 лет лишения свободы, добилась изменения меры пресечения для него – Устинова освободили из СИЗО.
По уровню общественного резонанса этот скандал многие сравнивают с недавним делом оппозиционного журналиста Голунова, пойманным, якобы, с наркотическими веществами. Голунов был отпущен спустя несколько дней после задержания под огромным давлением на следствие со стороны либеральной и медиаобщественности, которые сразу обвинили власти в преследовании неудобных журналистов.
Действительно, для сравнения этих двух кейсов есть основания. Основное сходство, на мой взгляд, заключается в том, что в обоих случаях за «жертв произвола» вступились как либералы, не упускающие случая покритиковать власть, так и вполне провластные силы. Раньше, как правило, «ватерлиния» между ними соблюдалась достаточно четко: политические оппоненты старались всячески отмежеваться друг от друга, боясь быть обвиненными в непоследовательности.
Однако дело Устинова, как и дело Голунова, представляет собой удивительное единодушие консервативного и либерального флангов российского общества. В обоих случаях жесткой критике подвергаются силовые ведомства. И если со стороны либералов это вполне обычное поведение, то риторика консервативных сил требует осмысления. На мой взгляд, начинает «разгоняться» процесс политической борьбы за президентское кресло, известный также как Транзит-2024. В условиях, когда в стране практически отсутствует межпартийная политическая конкуренция (несмотря на существенное ослабление позиций «Единой России», она продолжает доминировать в 84 регионах из 85), неизбежно обострение внутрипартийной борьбы, между так называемыми «башнями Кремля». Силовые структуры – важная опора нынешней власти, некоторые «силовики» вполне могут претендовать на роль преемника Владимира Путина. Таким образом, информационная атака на эти ведомства выгодна другим претендентам на пост президента, в частности, представляющим либеральный блок действующего правительства.
Так что, на мой взгляд, в обеих этих историях право, закон, играют второстепенную роль, на первый же план выходит политика, эскалируется межэлитный конфликт.
P.S.: Суд отложил на 30 сентября рассмотрение апелляции на приговор Павлу Устинову, чтобы изучить видеодоказательства.