Елена Джибилова (Инсомар): Запрос на кандидата-бизнесмена на президентских выборах существует
Ведущий социолог-аналитик Института социального маркетинга "Инсомар", кандидат социологических наук Елена Джибилова рассказала о результатах проведенного исследования, посвященного образу и перспективам на выборах кандидата из бизнес-среды (подробнее - на prisp.ru).
- Кто стал инициатором исследования?
- Дмитрий Мариничев, предприниматель и интернет-омбудсмен, член экспертного совета АСИ и генсовета "Деловой России". Ну и не секрет, что сейчас Мариничев участвует в праймериз "Партии Роста", чтобы, в случае успеха, стать ее кандидатом в президенты России.
- Какова была цель данного исследования, какая методика применялась?
- Главным для нас было выявить наличие или отсутствие запроса у избирателей на кандидата от бизнес-сферы. Мы провели серию фокус-групп в городах-миллионерах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Волгограде, всего 13 фокус-групп.
Мы выделили нескольких целевых групп. Во-первых, это жители, которые ориентируются на демократические и либеральные ценности; во-вторых, это те, кто в целом удовлетворен работой действующей власти, но ожидает перемен; в-третьих, предприниматели; в-четвертых, это молодые люди – активные пользователи Интернета, интересующиеся экономикой, бизнесом и инновациями. Важно понимать, что фокус-группы – это качественный, а не количественный метод исследования. Мы выявляли тренды, тенденции, мотивацию и запросы избирателей.
- О чем спрашивали участников фокус-групп?
- Мы просили оценить текущее положение дел в стране по нескольким сферам: экономической, технологий и инноваций, гражданских свобод, науки и образования и других; предложить образ будущего страны, высказать ожидания от главы государства и от предстоящей выборной кампании.
- Какие выводы сделаны по результатам данного исследования?
- Выяснилось, что среди наших целевых групп распространены довольно критические оценки положения дел в стране. Чаще всего упоминались три отрицательных момента. Во-первых, несбалансированность внешней и внутренней политики: участники отмечали сильный крен внимания власти к положению на международной арене, в ущерб решению внутренних проблем. Во-вторых, неравномерность развития регионов и столицы – фактически, регионы оказались на периферии социально-экономического развития. В-третьих, роль России исключительно как сырьевого придатка и отсутствие перспектив занять лидирующие позиции на других мировых рынках.
- Вы спрашивали респондентов о так называемом «образе будущего»? Каким они его видят?
- Хотя среди участников фокус-групп убежденных пессимистов оказалось заметно меньше, чем оптимистов, негативные прогнозы чаще имеют более устойчивое и рациональное обоснование. Позитивные прогнозы чаще объяснялись эмоциональными аргументами и ожиданиями. Описывая оптимистичный сценарий, респонденты высказывали определенные ожидания от будущего, многие из которых носят патерналистский характер – общедоступное и бесплатное образование, выплаты социально незащищенным слоям, повышение пенсий. Говорили и о необходимости развития малого и среднего бизнеса, кадровых перемен в государственном управлении, духовного воспитания молодежи, судебной реформы, борьбы с коррупцией, развития регионов, провинции, введения прогрессивной шкалы налогообложения, технологического развития.
- Как выглядит, по результатам вашего исследования, идеальный кандидат на пост Президента России?
- Представители целевых групп выделили три приоритетных типажа. "Политик": такой образ предполагает наличие опыта политической деятельности и государственного управления. "Силовик" – это жесткий, сильный управленец, сторонник строгой дисциплины и способный контролировать выполнение своих распоряжений и указов, обеспечивающий равенство всех перед законом, способный искоренить коррупцию в стране. Активно обсуждался и типаж "производственник / бизнесмен". По мнению участников проекта, такой человек способен управлять страной, как большим бизнесом, он открыт к инновациям, освоению новых ниш на мировых рынках. Важно, что представители целевых групп исследования чувствуют усталость от политиков из сферы образования, профессионального спорта, актерской среды.
- Есть ли шанс у предпринимателя стать Президентов России?
- Мы делаем вывод о том, что запрос на новые лица вообще и на кандидата от бизнеса, способного создать условия для развития страны, существует. Действительно многие считают, что именно кандидат-бизнесмен может стать двигателем прогресса и драйвером экономического развития. В то же время, его избиратели не готовы к кардинальным и резким переменам, скорее они ожидают более интенсивного развития страны и решения внутренних проблем. Однако участники фокус-групп оговаривались, что поддержка избирателями такого кандидата зависит от очень многих факторов. Очевидно, что его действия, программа и биография будут оцениваться более пристально и критично, чем многих других кандидатов. Также звучало мнение, что участие кандидата-бизнесмена в приближающихся президентских выборах повысит явку.
- Какими качествами, в таком случае, должен обладать такой кандидат?
- Запросы к нему будут очень высоки. Избиратели ждут, что кандидат от бизнеса должен быть хорошим управленцем (опытный менеджер, грамотный хозяйственник), стратегом (человек, способный к долгосрочному планированию), «изобретателем» (деятельный, не боится перемен и инноваций). У кандидата-бизнесмена, имеющего опыт общественно-политической деятельности, собственную политическую позицию, сторонника традиционных ценностей, есть все шансы найти своего избирателя. По мнению участников исследования, будущий кандидат в президенты должен обязательно обратить внимание на социальную политику, на укрепление обороноспособности страны, на создание условий для развития малого и среднего бизнеса, на внедрение инновационных технологий. Кроме того, отмечалась необходимость изменений в распределении доходов от экспорта природных ресурсов среди населения страны, сохранения традиционных ценностей (семья, дети, патриотизм) и внимания к экологическим проблемам и защите окружающей среды.