Общественному наблюдению - быть!
Внесение группой парламентариев инициативы по внесению изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», распространяющих институт общественного наблюдения на все уровни выборов, может стать стратегически важным решением для будущности российской избирательной системы, значение которого переоценить трудно.
В случае принятия закона Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации получат возможность назначать наблюдателей при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Право вносить предложения по кандидатурам наблюдателей получат общественные объединения и иные некоммерческие организации. Фактически в избирательный процесс вводится новый субъект – общественный наблюдатель, не связанный ни с одной из конкурирующих политических сил, представляющий структуры гражданского общества и обеспечивающий неангажированную, объективную оценку хода и подведения итогов голосования.
Удивительно, но факт: в большинстве субъектов Российской Федерации правом назначения наблюдателей на региональных и местных выборах обладают только кандидаты и избирательные объединения, т.е. заинтересованные участники выборов. При всей важности обеспечения и защиты их интересов в избирательных комиссиях, наблюдение на выборах все же требует и независимого взгляда, свободного от политических пристрастий. Ключевая задача такого наблюдения - оценивать реальную картину происходящего на избирательных участках в интересах избирателей как главных участников выборов.
Опыт президентских выборов 18 марта показал - институт общественного наблюдения сегодня действительно востребован и способен охватить широкий круг организаций, чья повседневная деятельность не связана с публичной политикой, но готовых включиться в выборный процесс на ключевом этапе предвыборной кампании. И этот институт, показавший свою состоятельность и эффективность на главных выборах страны, должен быть достроен и на иных уровнях выборов.
Разумеется, принятие федерального закона станет только первым шагом на пути формирования правовой базы общественного наблюдения. В каждом из регионов потребуется принятие отдельного закона, закрепляющего и детализирующего порядок направления наблюдателей в избирательные комиссии. Кроме того, необходимые изменения потребуется вносить в регламенты общественных палат. Правда, общественниками эта задача в значительной мере уже реализована в ходе подготовки к недавно прошедшим президентским выборам, однако процедуру необходимо совершенствовать на всех этапах – от выдвижения кандидатур и их рассмотрения общественными палатами до вопросов координации работы наблюдателей на различных участках, отработки механизмов обратно связи. В «дорожной карте» общественного наблюдателя не должно оставаться проблемных моментов и «белых пятен».