Управленческие приёмы «из 90-х» тормозят развитие муниципалитетов
Ситуация в Чудовском районе Новгородской области вызвала массу откликов в СМИ и соцсетях и за пределами области. Политтехнолог, представитель АПЭК в Новгородской области Алексей Громский сделал детальный анализ ситуации и на данном примере рассуждает о необходимости смены "управленческих приемов 90-х".
Глава Чудовского района Лариса Паюк на минувшей неделе опубликовала в своем блоге и распространила в Новгородских СМИ открытое письмо, в котором заявила о политическом давлении и желании каких-то сил «отжать» её от участия в выборах на новый срок.
Крайне интересный документ для анализа предложила общественности Лариса Паюк. Говорит о ситуации вокруг строительства физкультурно-оздоровительного комплекса, но примешивает сюда политику. Её слова, мол «ни один вновь строящийся объект в области не удавалось ввести в эксплуатацию в установленные сроки», вообще выглядит как саморазоблачение. Увы, так было много лет, и таким образом продолжать вести дела и дальше просто недопустимо. Такова, очевидно, принципиальная позиция губернатора, таков курс новой управленческой команды. И он приносит уже свои плоды – достаточно многострадальный Окуловский ФОК вспомнить, строительство которого было завершено в марте этого года. После передачи функций управления этим проектом муниципальной администрации, кстати говоря. А вот в Чудово не сложилось пока. Бывает.
Через Арбитражный суд подрядчику удалось добиться перенесения срока ввода объекта в эксплуатацию. Замечу, с точки зрения суда истец и ответчик не могут быть на одной стороне. Факты говорят о том, что подрядчик обратился в суд, а лишь администрация Чудовского района не возражала против переноса сроков.
Но такая, конструктивная на мой взгляд, позиция администрации не отменяет предыдущих управленческих просчетов. Они подробно описаны в решении суда, так как стали существенным аргументом в пользу переноса сроков. Читаем: «В проектной документации на строительство Физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Чудово Новгородской области (привязка к местности здания типового физкультурно-оздоровительного комплекса), с которой истец был ознакомлен при заключении контракта, указано, что участок свободен от застройки, зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, проходящих через участок, на отведенном участке нет. Однако в ходе исполнения контракта была выявлена необходимость выполнения работ по выносу электрических сетей из пятна застройки». То есть проект изначально был изготовлен без учета реалий, его авторы не знали, где проходит линия электропередач? А далее в решении суда говорится, что: «Проектная документация передавалась Обществу частями», что может навести на мысль о преднамеренном введении подрядчика в заблуждение. Ведь «в момент заключения договора он исходил из того, что такого изменения обстоятельств не произойдёт».
Ну да ладно, сроки перенесены, работы ведутся, а обоснованные претензии Минфина РФ к администрации Чудовского района (а не лично к главе) могут быть урегулированы путём переговоров с правительством Новгородской области. Может даже и штраф из бюджета района (а не из кармана главы) платить не придётся. Так или иначе, но деятельная помощь регионального правительства налицо, как и понимание сложной финансовой ситуации, в которой находятся муниципальные власти Чудовского района. По крайней мере, Ларисе Паюк областные власти, как мы видим, дают спокойно доработать срок и выдвинуть свою кандидатуру на следующий, не создавая сумятицу, например, требованиями о немедленной отставке, на которые есть намеки в письме.
Надо признать, что открытое письмо более сдержанный, чем предыдущие её заявления, документ. Помнится, глава Чудовского района заявляла журналистам, что весь предыдущий год работу местной администрации проверяли прокуратура и другие правоохранительные органы и «ничего не нашли». Утверждалось, что «кто-то очень сильно хочет сфабриковать какие-то уголовные дела».
Может здесь имеется в виду уголовное дело, возбужденное осенью 2016 года по части 3 статьи 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа)? Сайт областной прокуратуры напоминает нам о том, что Центр обеспечения деятельности муниципальных учреждений Чудовского района в мае 2016 года заключил три контракта общей стоимостью в 30 миллионов рублей с компанией «ЭнергоСтройСервис». Впоследствии «на основании акта проверки выполнения строительных работ, согласно которому степень строительной готовности составила 32%» был выплачен аванс в 4 миллиона рублей. Вот только проверка областных служб выявила, что фактический объем работ на момент выплаты бюджетных денег не превысил 12%.
Официальные сообщения для прессы областной прокуратуры действительно дают понять – администрация Чудовского района действительно находится в зоне особого внимания надзорных органов.
В мае 2017 года прокуратурой было выявлено, что в детском саду №5 больше года отсутствует медицинский работник. И это было признано нарушением законодательства об обеспечении жизни и здоровья несовершеннолетних. В августе того же года, представлением прокуратуры, местные власти были принуждены ликвидировать две несанкционированные свалки близ деревни Грузино. В сентябре, также после представления прокуратуры, была убрана еще одна свалка – на этот раз прямо на территории города Чудово. Также в конце лета, после судебного разбирательства инициированного прокуратурой, получили жилье 4 семьи переселенцев из ветхого и аварийного жилья. В сообщении об этом подчеркивается, что «в нарушение требований жилищного законодательства с марта 2015 года администрация района не принимала каких-либо мер по переселению граждан».
И, наконец, в октябре 2017-го вступило в силу решение суда, принятое также по итогам прокурорской проверки. На этот раз власти были принуждены починить улицу Машиностроителей в Чудово, чьё асфальтовое покрытие находилось в состоянии, «препятствующем движению автомобильного транспорта с разрешенной скоростью, ставящем под угрозу жизнь и здоровье водителей, пассажиров и пешеходов».
Прошу понять правильно, я не пытаюсь этим неполным обзором работы прокуратуры опровергнуть слова Ларисы Паюк или дать характеристику её руководству. В конце концов, в каждом из приведённых примеров есть главврач районной больницы, руководитель поселковой администрации или муниципального казенного учреждения. Словом – нижестоящий чиновник, несущий непосредственную ответственность за ситуацию. И такую подборку, увы, можно составить о многих районах.
Проблема в том, что не справляются с ритмом работы, заданным новой управленческой командой, многие нынешние муниципальные деятели. Думается мне, что не давление «в духе 90-х» мешает многим из них, а собственные управленческие приёмы родом из этого самого позапрошлого десятилетия. Ведь тогда нормы законодательства, предписывающие сохранение определённого качества жизни людей, не считались обязательными для исполнения. И тому тоже «везде были свои причины».
Попытки же списания управленческих просчётов в работе на «политику» предлагаю оставить нашим профессионалам протеста. Пусть они каждое своё соприкосновение с правоохранительными органами «длинной рукой Кремля» и «указанием лично Путина» объясняют, ладно? Для современного управленца и реального политика такие выпады попросту неуместно выглядят.
Оригинал статьи на https://vnovgorode.ru/avtorskie-materialy/16819-upravlencheskie-prijomy-iz-90-kh-tormozyat-razvitie-munitsipalitetov.html