Украина: выборы пошатнули легитимность Зеленского
Очередные выборы в органы местного самоуправления прошли в Украине. По данным ЦИК, явка избирателей составила 36,88%. Местные органы власти будут избраны на пятилетний срок. Результаты должны быть определены до 6 ноября и обнародованы в течение пяти дней. Однако еще до объявления итогов голосования становится понятно, что региональные политические проекты приобретают серьезный вес и авторитет среди местного населения.
Координатор экспертной группы «Европейский диалог» в Украине, эксперт Центра ПРИСП Георгий Чижов считает, что авторитет местной власти серьезный вызов для центра.
Сенсаций никаких не произошло, примерно такие результаты и прогнозировались. Ожидалось сильное проседание партии власти, так оно и происходит. Полного разгрома «Слуги народа» не произошло, скажем, на выборах в областные советы, которые традиционно в Украине мало что решают, «Слуга народа» показала неплохой результат.
Вполне возможно, по числу мандатов в областных советах чисто арифметически партия Зеленского окажется на первом месте. А в городах, особенно крупных, у партии власти результат хуже. Как и ожидалось, в крупнейших городах у них не будет «своих» мэров. Таким образом, мы видим победу не то чтобы местных партий – региональные партии украинским законодательством не предусмотрены – а групп, сложившихся вокруг лидеров местной элиты, в частности вокруг действующих мэров, а в некоторых случаях вокруг их оппонентов. Например, в Черновцах борются несколько таких групп, и во второй тур действующий мэр, судя по всему, не выходит. Но выходят два его местных оппонента. И это может означать, что в условиях пошатнувшейся легитимности Владимира Зеленского (неформально пошатнувшейся – до конца его срока ещё три с половиной года) более «свежая» легитимность мэров будет их подталкивать к тому, чтобы проводить независимую от центра политику. Это серьезный вызов.
Когда Владимир Зеленский говорит: «Мы со всех спросим и проконтролируем», стоит помнить, что у него не так много конституционных полномочий, чтобы что-то спрашивать с мэров. Более того, логика реформы децентрализации, которая немного видоизменилась после смены власти в Украине, но, тем не менее, продолжается – она состоит в том, что центральная власть не очень-то должна вмешиваться в дела местной власти. То есть, если нарушаются законы Украины, должны реагировать правоохранительные органы, а так, в принципе, до следующих выборов местные власти в рамках закона и своих полномочий могут делать все, что считают нужным и правильным.