Донбасский тупик Зеленского
Два года назад Владимир Зеленский победил во втором туре президентских выборов на Украине. В 2019 году он обещал своим избирателям завершить конфликт на юге-востоке страны, защитить русский язык, наладить отношения с Россией, а также решить проблему с коррупцией.
По мнению координатора экспертной группы «Европейский диалог» в Украине, эксперта Центра ПРИСП Георгия Чижова, Зеленский зашел в тупик с главным предвыборным обещанием, и это было ожидаемо.
Предвыборные обещания
Если отталкиваться от предвыборных обещаний Зеленского, то, конечно, основным для тех, кто за него голосовал, было обещание прекратить войну. Причем те, кто за Зеленского не голосовал, воспринимали это обещание весьма негативно: из него следовало, что прекращение войны будто бы зависит именно от Украины. Мол, стоит только президенту в Киеве захотеть мира, и он наступит.
Было ощущение, что Владимир Зеленский правда верил, что стоит ему только сесть за стол переговоров с Москвой, все сразу получится. И первые его действия могли об этой иллюзии свидетельствовать. Частью украинского общества эти действия воспринимались очень болезненно. Казалось, что Зеленский идет на уступки, хотя уступать-то дальше уже нечего. И очень скоро новый лидер уперся в своего рода потолок. Стороны обменялись какими-то добрыми жестами, главными из которых стали два обмена военнопленными и удерживаемыми лицами. Потом было разведение войск в нескольких точках, что в Украине тоже было встречено достаточно болезненно, особенно военными, которые знали, что занимаемые ими позиции дорогой ценой добывались. А дальше оказалось, что двигаться некуда, потому что всплыло ключевое противоречие, которое можно обозначить как разное прочтение Минских договоренностей.
Москва желает, чтобы Украина забрала себе обратно ныне неконтролируемые Киевом территории в Донецкой и Луганской областях, но на московских условиях, которые многие украинские политики считают совершенно неприемлемыми. С этой позиции Кремль подвинуться никуда не готов, а согласиться с его требованиями Киев не готов тоже. И мы получили, что получили – нынешнюю эскалацию. Воспринимается в Украине она так: Россия пытается показать, что если Украина не пойдет на уступки, то потеряет еще какие-то территории.
В результате Владимир Зеленский столкнулся с тем же выбором, который был у его предшественника Петра Порошенко. И риторика его все больше напоминает порошенковскую, и практические действия тоже. Если отрешиться от персональных симпатий и антипатий к украинским политикам, это было неизбежно. Даже странно, что не все в Киеве понимали это с самого начала. Потому что действительно очевиден водораздел: либо реинтеграция «отдельных районов» Луганской и Донецкой областей (то есть, Киев берет то, что ему впихивают на определенных условиях), либо он на это не соглашается, настаивая на каких-то других условиях или даже ни на чем не настаивая.
Соответственно, с главным своим обещанием Зеленский зашел в тупик. Но тут дело не в том, что он какой-то не такой, а в том, что этот тупик был предрешен.
Экономика
Что касается экономики, здесь все намного сложнее. В России не очень любят об этом говорить, но в Украине с начала 2016 года до середины 2019-го наблюдался значительный экономический рост. Он был по сути восстановительный, перекрывал те потери, которые были понесены в 2014-2015 годах. Если учесть, что значительная часть промышленного потенциала была потеряна, экономика, естественно, не могла за это время полностью восстановиться, но рост был хороший. Почти восстановился жизненный уровень населения 2013 года. В 2019 году рост экономики стал заметно затухать, и тут опять можно спорить: было ли это заложено той экономической политикой, которую вели во времена Порошенко, или же принципиально повлияли решения нового Кабинета министров (даже двух Кабинетов) президента Зеленского. Скорее всего, правдой будет и то, и другое. То есть, та модель развития, которая давала эффект, начала буксовать, а Кабмины Зеленского стали проводить невнятную экономическую политику. Потом это все накрыла пандемия, и мы вообще перестали понимать, а как все должно было быть.
Сейчас есть ощущение, что правительство недостаточно профессионально. На мой взгляд, это наименее профессиональное правительство за все годы украинской независимости. Решения принимаются спонтанно. Есть какой-то раздражитель, на него реагируют, а потом уже рассчитывают последствия. Это проблема.
Сначала нынешние украинские власти заявляли, что они отрицают опыт предшественников и будут брать в свою команду только новых незапятнанных людей. В итоге «своих» компетентных людей у них не нашлось. Действительно, до сих пор новая власть неохотно привлекает к работе руководителей времен Порошенко, но зато она «вытаскивает» чиновников времен Януковича, которые, по мнению общества, заведомо хуже. Соответственно, многие достижения Революции достоинства как-то нивелируются. Открытые конкурсы на государственные должности по тем или иным причинам отменяют или выхолащивают. Независимые антикоррупционные органы фактически подчиняют исполнительной власти. К этим органам и при Порошенко была масса вопросов, но это были вопросы совершенно другого порядка. Сейчас пытаются подчинить и Нацбанк, и другие органы, которые должны быть независимы от исполнительной власти. Таким образом, видимо, создаются возможности для ручного управления. Но эффективного ручного управления не получается, на самом деле. А вот некоторые бомбы в устройство органов власти за последние два года заложены, и они еще успеют взорваться.
Внешняя политика и рейтинги
Внешняя политика тоже велась при Зеленском как-то странно и непоследовательно. Пожалуй, только в последние недели удалось ярко напомнить западным союзникам Украины, что есть такая страна и ей надо все-таки помогать. Но это благодаря угрозе российского вторжения, которая воспринимается в Украине вполне реально. В России рассказывают, что это украинцы якобы собираются идти освобождать Донецк. На самом деле, никто не собирается этого делать. Наоборот, вероятность возобновления войны очень пугает и политиков, и общество. Никакой «партии войны», мало-мальски заметной в политическом пространстве, в Украине сейчас нет.
И два слова о президентском рейтинге. Если мы проанализируем изменение электоральной поддержки таких разных политиков, как Виктор Ющенко, Виктор Янукович, Петр Порошенко, Владимир Зеленский, то увидим примерно одинаковый график динамики уровня поддержки. После президентских выборов, на которых они побеждали, наступал такой растянутый во времени электоральный «медовый месяц», пик популярности. Затем эта популярность начинала с ускорением падать, и через полтора года никто из них уже не был «властителем дум». То же самое происходит и с Зеленским. То, что он выигрывает, по данным социологов, гипотетические президентские выборы, еще не о чем не говорит. Выигрывает он их у тех политиков, которых уже победил в 2019 году. Причем, используя боксерскую терминологию, если тогда он их победил всех сразу нокаутом, то сейчас выигрывает у каждого «по очкам». Невозможно пока прогнозировать, что будет на следующих президентских выборах, если появятся новые фамилии, а ведь запрос на обновление никуда не ушел.
Сейчас Порошенко готовы поддерживать больше людей, чем в 2019 году. В то же время есть понимание, что его триумфальное возвращение стало бы шагом назад, а хочется-то – вперед. Хотя Порошенко сейчас и является вторым по популярности политиком, не факт, что такая ситуация продержится до президентских выборов.
Так что у Зеленского все ожидаемо тяжело, а предъявить украинскому народу какие-то положительные результаты своих первых двух лет во главе страны он не может. В последние месяцы несколько улучшилось отношение к нему со стороны патриотической части общества, тех людей, которые поддерживали Порошенко, а Зеленского считали чуть ли не предателем. Сейчас он отчасти перешел на их позиции, но, тем не менее, остается для них чужим.