Противостояние Зеленский-Медведчук. Новый уровень
Виктор Медведчук вплоть до момента своего ареста считался одним из самых загадочных и влиятельных политиков Украины. Став в 2004 году кумом Путина, он воспринимался как агент влияния Кремля и главный фаворит российского руководства на смену Виктору Януковичу. Даже после событий 2014 года Медведчук остался на плаву, когда был привлечён Порошенко в качестве члена Трёхсторонней контактной группы для переговоров по Донбассу.
Координатор экспертной группы «Европейский диалог» в Украине, эксперт Центра ПРИСП Георгий Чижов отмечает, что Виктор Медведчук до последнего время был непотопляемым политиком.
Фигуру Виктора Медведчука в Украине принято демонизировать. С одной стороны, он пользуется репутацией «самого пророссийского» украинского политика. С другой стороны, лучше многих знает все входы и выходы в коридорах власти — ещё со времён работы главой Администрации президента Украины Леонида Кучмы в первой половине 2000-ых. Его самый масштабный политический проект последнего десятилетия — общественное движение «Украинский выбор — право народа» — не вызвал заметного интереса у избирателей, зато в плоскости непубличной политики Медведчук до последнего времени был успешен и непотопляем.
Он считается одним из идеологов и авторов украинской Конституции 2004 года, которая существенно сократила президентские полномочия Виктора Ющенко, пришедшего на смену Кучме. После избрания президентом Виктора Януковича действие этой Конституции было отменено Конституционным Судом, а потом торжественно восстановлено в результате победы Революции Достоинства.
Сам же Медведчук в 2004 году породнился с Владимиром Путиным, который стал крёстным отцом дочери Медведчука Дарьи. Пусть в нынешней российской повседневности кумовство не играет существенной роли — в Украине кумовья считаются близкими родственниками. И «кум Путина» Медведчук оставался альтернативным каналом для контактов украинской элиты с российским руководством в течение всей досрочно завершившейся президентской каденции Януковича. Звучали предположения, что именно Медведчука Кремль видит преемником Януковича в президентском кресле, но помешали реализации подобных планов как минимум два обстоятельства: Евромайдан и проблемы Медведчука с собственной публичной харизмой.
После начала боевых действий на востоке Украины политик неожиданно вновь оказался востребованным. Пётр Порошенко включил его в состав украинской делегации в Трёхсторонней контактной группе по урегулированию на Донбассе. Вероятно, тогдашнему украинскому президенту тоже был необходим канал неформальной связи с Москвой в условиях затруднённых официальных контактов.
Ходили слухи и о деловых связях Порошенко с Медведчуком, оценить достоверность которых достаточно сложно. Вообще всё, что связано с украинским бизнесом «кума Путина» покрыто завесой тайны и упоминается с уточнениями «по слухам», «по предположениям журналистов», «по некоторым данным». Официально Медведчук вовсе не ведёт бизнеса в стране, но олигархом при этом считается. Все связанные с ним, «по некоторым данным», компании имеют других номинальных владельцев.
То же самое относится и к телеканалам «112 Украина», NewsOne и ZIK, которые в 2018-19 гг. вошли в медиахолдинг «Новости», формально принадлежащий соратнику Медведчука, народному депутату из фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) Тарасу Козаку. Сам Медведчук также является депутатом и председателем политсовета ОПЗЖ, сформировавшей вторую по численности фракцию в украинском парламенте.
Нового президента Украины Владимира Зеленского долгое время подозревали в нежелании конфликтовать с ОПЗЖ, которую многие считают пророссийской политической силой. Мол, это может привести к электоральным потерям для главы государства и к дополнительному напряжению с Москвой. Поговаривали, будто Офис президента (ОП) координирует с ОПЗЖ информационную политику телеканалов медиахолдинга «Новости». Тем неожиданнее оказалась в начале февраля 2021 г. новость о применении санкций в отношении Тараса Козака и трёх телеканалов по решению Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, введённому в действие указом президента.
Каналам запретили пользоваться украинскими радиочастотами, распространять и ретранслировать телепрограммы, приостановили действие ранее выданных лицензий и разрешений. Юридическим основанием для этого внесудебного решения стали подозрения в адрес Козака и его компаний в «финансировании террористической деятельности» на Донбассе — именно под таким углом готова рассматривать прокуратура его (или Медведчука?) бизнес с самопровозглашёнными ДНР и ЛНР. Следующий пакет санкций всё в том же феврале коснулся уже самого Виктора Медведчука и даже его жены телеведущей Оксаны Марченко (является номинальным владельцем части бизнеса).
Но санкции санкциями, а предъявление в мае текущего года обвинения в государственной измене означает выход противостояния Зеленский-Медведчук на новый уровень. До независимости прокуратуры Украине ещё далеко — более того, есть основания считать, что с приходом на должность Генпрокурора Ирины Венедиктовой управляемость ведомства со стороны власти только увеличилась. Поэтому что бы там ни «накопали» следователи, невозможно представить предъявление обвинения политику такого масштаба без согласования на самом верху.
Виктора Медведчука и Тараса Козака обвиняют в «государственной измене» и «покушении на разграбление национальных ресурсов» по трём эпизодам. Первый — передача российским спецслужбам секретных сведений о военной части Главного управления разведки Минобороны. Второй — передача российской стороне документации на нефтегазовое месторождение на морском шельфе Крыма. Третий — попытка создания организации «Луч» (укр. — «Промінь»), которая должна была помогать украинцам трудоустраиваться в РФ и отправлять деньги на родину, но одновременно использоваться для «решения внутриполитических задач» через консолидацию трудоустроенных на будущих выборах.
Строго говоря, негусто. «Финансирования терроризма», каковым обосновывалось введение санкций против телеканалов, в списке предъявленных обвинений не оказалось. А информация по эпизоду с воинской частью, который больше других «тянет» на госизмену, полностью засекречена и не была представлена даже суду, выбиравшему Медведчуку меру пресечения. В результате судьи, в отличие от прокуратуры не настроенные выполнять любые прихоти президентской администрации, отправили политика всего лишь под домашний арест. Не изменилась мера пресечения и после рассмотрения апелляции Офиса Генпрокурора 21 мая.
Весьма вероятно, что проявленный судьями скепсис в отношении громких обвинений может разделить и общество. Социальный запрос на «посадки» существует, Зеленский сам активно эксплуатировал его в ходе своей избирательной кампании. Но тюремных сроков украинцы желают, в первую очередь, коррупционерам, а с этим по-прежнему как-то не очень… В последний раз заметную политическую фигуру осудили и отправили отбывать срок за решётку ещё при Януковиче — и это была Юлия Тимошенко. Имеет все шансы развалиться в суде и «дело Медведчука». Чтобы надёжно дискредитировать политика, следствию имело бы смысл повнимательнее разобраться с деятельностью подконтрольных ему фирм.
Впрочем, те, кто поднимают шум по поводу начала репрессий против политических оппонентов президента, если отчасти и угадывают планы власти, всё же неверно оценивают происходящие сейчас события. Задача политически «добивать» Медведчука, скорее всего, не ставится. Как и задача всерьёз потеснить на электоральном поле ОПЗЖ.
Виктор Медведчук никогда не был особенно популярен среди электората бывшей Партии регионов и иже с ними. Его приход в «Оппозиционный блок», представленный в прошлом созыве Верховной Рады, способствовал расколу партии и образованию ОПЗЖ. При этом самым популярным политиком этой партии остаётся председатель ОПЗЖ харизматичный Юрий Бойко, занимающий третью (а ещё недавно — вторую) строчку в президентском рейтинге. В адрес Бойко сегодня не предъявляется никаких обвинений, хотя в своё время, будучи министром топлива и угольной промышленности, он попадал в коррупционные скандалы. А уровень поддержки ОПЗЖ пусть и несколько «просел» после блокировки вещания телеканалов холдинга «Новости», но вряд ли существенно снизится из-за уголовного преследования Медведчука.
Кто же может быть отдалённой целью атаки на оппозиционного политика? «Впервые за много лет не увеличилось, а уменьшилось количество олигархов. Минус Медведчук… Будут ещё минусы, пока все олигархи не станут просто крупными бизнесменами… Если у таких лиц забрать сконцентрированный медиаресурс… больше ничего они забрать у государства не могут», — говорится в авторской колонке для издания «Фокус», подписанной самим Владимиром Зеленским. А секретарь СНБО Алексей Данилов рассказал, что в ближайшее время от имени президента в Верховную Раду будет внесён проект закона об олигархах. Данилов пояснил, что под олигархами в СНБО понимают 13 персон, соответствующих неким определённым критериям. Правда, фамилий не назвал и сути готовящегося законопроекта не раскрыл.
Вот только готов ли президент действительно бросить вызов всем олигархам сразу? Возникают большие сомнения. Самый богатый олигарх Украины Ринат Ахметов лишь укрепляет свои позиции — 21 мая один из топ-менеджеров его корпорации Ростислав Шурма был назначен Зеленским членом Наблюдательного совета «Укроборонпрома». Всерьёз бороться с влиянием Игоря Коломойского — хотя об этом и просят американские партнёры — в СНБО и Офисе Генпрокурора пока тоже не слишком спешат.
Зато очевидным кандидатом «на раскулачивание» представляется Пётр Порошенко, проигравший Зеленскому президентские выборы, но твёрдо намеренный взять реванш. Сегодня, по данным социологов, бывший президент по-прежнему проиграл бы нынешнему главе государства во втором туре, но уже со «счётом» 40 на 60%, а не 24 на 73%, как два года назад. Располагая двумя довольно популярными телеканалами, финансовыми ресурсами, сильными фракциями «Европейской солидарности» во многих местных советах, Порошенко постепенно возвращает себе политическое влияние. Не остановит ли рост его поддержки колоссальный антирейтинг, «заработанный» за годы президентства, сказать пока трудно, однако и президентские выборы по плану должны состояться только в 2024 году.
Владимир Зеленский, судя по содержанию и тональности его заявлений, продолжает воспринимать предшественника как основного соперника и главную угрозу. В последние дни начал активно распространяться нарратив, отождествляющий Порошенко с Медведчуком. Правда, «скормить» такое блюдо украинскому обществу будет достаточно трудно. А вот взяться за пятого президента под лозунгом деолигархизации и получить поддержку значительной части украинцев — вполне реально.
Ранее опубликовано на: http://www.eedialog.org/ru/2021/05/25/podsledstvennyj-medvedchuk/?fbclid=IwAR0OPgQ45XSsICqocmq3g9J2Ixb00bP7VZyTgjsuONb9xm55tm8VV3uaumY