Падение рейтингов: пенсионная реформа обнулила Олимпиаду и Крым?
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев продолжает следить за рейтингами, которые, согласно новым опросам ФОМа и ВЦИОМа, показывают снижение показателей одобрения и доверия к власти.
Падение рейтингов политического руководства России стало одним из главных элементов новостной повестки июня 2018 г. Планы пенсионной реформы, рост цен на бензин и повышение НДС спровоцировали мощную вспышку недовольства, повлекшую за собой обрушение показателей одобрения и доверия к власть предержащим. Ситуацию усугубила неверно выбранная стратегия информационного продвижения реформы, повлекшая за собой серьезный удар по репутации «лоялистских» СМИ. После успехов сборной России на чемпионате мира по футболу многие ожидали начала обратного процесса. Однако этого не произошло: данные ведущих российских поллстеров показали, что уровень доверия к первым лицам государства в лучшем случае стабилизировался.
Президент
Согласно данным ВЦИОМ, Владимир Путин, несмотря на серьезное падение индекса одобрения (значение этого показателя определяется как разница между уровнями одобрения и неодобрения), продолжает восприниматься преимущественно позитивно. Индекс одобрения его деятельности снизился лишь до 37 пунктов (по сравнению с 63 в начале июня).
Показатель доверия к президенту, по данным ВЦИОМ, незначительно снизился по сравнению с данными за предшествующую неделю (до 37,9%, менее чем на 1%). Этот факт сложно оценить однозначно, но «отката» к более высоким показателям, которого ожидали многие аналитики, так и не произошло.
Уровень недоверия к Владимиру Путину за прошедший месяц вырос почти в 1,8 раза (согласно подсчетам ВЦИОМ). В абсолютных цифрах этот показатель остается достаточно небольшим (5,3%). Впрочем, это значение близко к показателям такой «токсичной» (и в то же время хорошо узнаваемой) фигуры мира российской политики, как Ксения Собчак (6,3%). Как бы то ни было, индекс доверия к президенту остается на рекордно низком уровне для 2018 г.: 33 пункта против максимального показателя в 53 пункта, зафиксированного в марте.
Согласно данным ФОМ, электоральный рейтинг главы государства составил 49%, продемонстрировав за неделю увеличение на 1%. Таким образом, показатель избираемости президента стабилизировался на «докрымском» уровне (2011 – 2013 гг.)
Премьер-министр и Правительство
По сведениям ВЦИОМ, индекс одобрения премьер-министра упал до отрицательных значений, до уровня – 25. Еще в конце мая индекс одобрения Дмитрия Медведева удерживался на отметке в 8 пунктов. В целом для правительства в начале июля этот показатель составил – 10 (хотя в конце мая он был равен 19).
Таким образом, кабинет министров и его глава сместились вниз по кривой рейтинга одобрения примерно на одну и ту же величину. Однако разница в стартовых позициях обусловила превращение Дмитрия Медведева в наименее одобряемого россиянами члена правительства.
Уровень доверия к премьер-министру, согласно информации ВЦИОМ, упал почти на 5%, а степень недоверия увеличилась на более чем на 10%. Главе правительства доверяют лишь около 8% респондентов, и более четверти опрошенных заявили о своем недоверии.
По данным ФОМ, уровень одобрения работы правительства в начале июля стабилизировался на отметке в 33%. Около половины респондентов не одобряют работу кабинета министров. Больше всего позитива по отношению к правительству продемонстрировал электорат «Единой России» (среди его представителей деятельность кабинета министров положительно оценили 54%). Позитивно охарактеризовал работу правительства каждый четвертый избиратель ЛДПР и лишь менее 10% сторонников КПРФ.
Отдельно следует отметить, что около 28% электората «партии власти» отрицательно отозвались о деятельности кабинета министров.
В отношении таких ключевых фигур кабинета министров, как Сергей Шойгу и Сергей Лавров, наблюдается весьма интересная динамика. На фоне ощутимого падения доверия к ним в июне (на 5 – 7%), степень недоверия не возросла по сравнению с данными ВЦИОМ за конец мая. В случае главы Минобороны этот показатель даже упал. Для сравнения, уровень недоверия к Дмитрию Медведеву увеличился более чем на 10%. Это дает основание предположить, что падение рейтинга Лаврова и Шойгу объясняется не подрывом их авторитета (основания для этого банально отсутствуют). Снижение степени доверия к ним объясняется падением актуальности повестки, связанной с деятельностью МИД и МО. Запуск серии непопулярных реформ переключил внимание граждан на внутреннюю повестку, в силу чего традиционно популярные темы санкций, взаимоотношений России с ЕС и США, а также вооруженных конфликтов в Сирии и на Донбассе отошли на второй план.
Социологические данные позволяют предположить, что попытка одновременной реализации комплекса непопулярных реформ едва ли не «обнулила» кредит доверия, который российские власти смогли накопить в течение последних 5 лет. И это ставит перед нами вопрос: как будет развиваться ситуация, если Кремль не откажется от планов пенсионной реформы, а руководство «Единой России» продолжит принуждать региональные отделения к поддержке этой инициативы?
Вернуть прежний уровень лояльности к власти мог бы «второй Крым», однако вероятность события такого же масштаба близка к статистической погрешности.
Повод для размышлений дает и отсутствие однозначной позиции президента по отношению к повышению пенсионного возраста. Неоднократно звучали предположения о том, что глава государства может вмешаться в процесс обсуждения реформы в случае, если общество проявит серьезное недовольство. Тем самым будет отыграна классическая схема «добрый царь – плохие бояре», что позволит минимизировать ущерб для политического руководства страны. Однако никакой реакции со стороны президента так пока и не последовало. Что косвенным образом свидетельствует о решимости Кремля провести непопулярные преобразования. Можно предположить, что текущий момент расценивают как неудобный для прямого вмешательства главы государства. Однако это не отменяет прямой зависимости между временем реакции с его стороны и эффектом, оказанным на граждан. Чем позднее он вмешается - тем больше будет уверенности в том, что президент изначально поддерживал повышение пенсионного возраста и что его вмешательство обусловлено страхом перед ростом недовольства, а не искренним неприятием данной инициативы.
В целом же можно отметить, что основной ущерб в результате падения рейтингов понес глава правительства Дмитрий Медведев. Премьер-министр превратился в наиболее токсичную фигуру политического истеблишмента страны. Налагаясь на его негативный бэкграунд и объективно низкий уровень харизмы, это продвигает его вплотную к статусу «неизбираемого» политика. Что закономерно ставит под сомнение перспективы Медведева в качестве преемника главы государства.
Ресурсом для роста рейтинга власти могли выступить успехи сборной России на чемпионате мира по футболу. Однако после поражения в матче со сборной Хорватии этот источник позитива оказался исчерпан. Четкие альтернативы ему отсутствуют, а поиск адекватных вариантов замены займет слишком много времени.
Однако существуют и очевидные способы если не купировать, то хотя бы замедлить темпы роста недовольства. В первую очередь, это касается отказа от используемой модели позиционирования пенсионной реформы. Наглядным примером этой модели может служить недавнее заявление Дмитрия Киселева. Телеведущий в прямом эфире заявил, что российские мужчины сами виноваты в том, что половина из них не доживает до пенсии. Естественной реакцией на это стал взрыв негатива. В настоящий момент тяжелая артиллерия федеральных СМИ откровенно бьет по своим. И потому политическое руководство должно оперативно дать журналистам новые координаты. В противном случае оно окажется в позиции унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.