Израиль: новое правительство – старые проблемы
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Андрей Глоцер – о вызовах, которые стоят перед коалиционным правительством Израиля.
Эра Нетаньяху как несменяемого, ни много ни мало в течение 12 лет, премьер-министра довольно неожиданно для всех подошла к концу в тот самый момент, когда стало понятно, что его оппонентам, несмотря на огромные трудности и противоречия, все же удается создать коалицию.
В коалиционный кабмин вошли партии «Еш атид», «Кахоль-Лаван», «Ямина», «Авода», «Наш дом – Израиль», «Новая надежда», «Мерец» и РААМ - «Объединенный арабский список». Пост премьер-министра Нафтали Беннет и Яир Лапид будут занимать по ротации.
Следует особо отметить, что впервые в истории Израиля арабская партия стала частью кабинета, и в правительстве в результате оказался представлен весь спектр политических сил - от левых до правых и даже исламистов.
Для очень большого числа экспертов новое правительство было создано более чем неожиданно - в самый последний момент, когда уже практически истекали сроки для его формирования и всем казалось, что задача практически невыполнима.
Как и все, я был до последнего уверен в том, что страна снова идет на пятые выборы. Но тем и интересна израильская политическая реальность, что в ней есть большая доля интриги и неизвестности: не раз оказывалось, что она опровергает кажущиеся всем само собой разумеющимися истины и «ясные» прогнозы.
Не удивлюсь, если и для оказавшегося в оппозиции Нетаньяху, это будет не последний этап политической жизни, хотя даже внутри его партии многие рассчитывают занять его место: за первенство вполне открыто собираются побороться ликудовские «принцы» Нир Баркат, Юлий Эдельштейн, Исраэль Кац. Все они только ждут подходящего момента.
При этом, разумеется, несмотря на все проблемы, самые высокие рейтинги по-прежнему у Биньямина Нетаньяху, которого, по-видимому, если что и может отстранить от участия в политической борьбе, так это только тянущиеся бесконечно долго его судебные процессы с не самой ясной перспективой.
Но даже судебные преследования, как мы знаем из израильской политической истории, не были «гарантией» устранения политиков: известны случаи, когда в политическую жизнь успешно возвращались люди, имевшие за плечами реальный тюремный срок, что, по неписанным правилам, казалось, точно должно было стать финалом их политической карьеры… Так что Нетаньяху, который теперь стал лидером оппозиции, все равно рано списывать со счетов.
Ну, а что же новое правительство? Его перспективы не менее туманны, как и перспективы самого бывшего премьера.
Дело в том, что перед правительством стоит немалая по сложности политическая задача: чтобы не допустить автоматического расформирования коалиции и, соответственно, новых выборов, нужно провести бюджет. И это при том, что у правительства нет большинства в 61 голос.
Новоназначенный министр финансов Авигдор Либерман на это справедливое замечание 12 канала израильского телевидения оптимистично ответил, что у правительства «есть еще 145 дней, чтобы мобилизовать необходимое число голосов».
В связи же с утверждением нового бюджета всплывает масса вопросов, связанных с тем, что еще до выборов политики наобещали своим избирателям массу всяких «пряников», часть из которых плавно перекочевала в подписанные ими коалиционные соглашения.
Например, партия «Авода» предлагает бороться с криминалом в арабском обществе, партия «Мерец» хочет снизить выбросы углерода и эвакуировать из Хайфы предприятия, загрязняющие окружающую среду, «резко увеличить бюджет здравоохранения, включая расширение корзины лекарств и значительное добавление ставок в систему здравоохранения и психического здоровья, включая регуляцию новых стандартов, связанных с коронавирусом», партия НДИ хочет открыть новые больницы и еще один международный аэропорт, а партия РААМ - продвигать пятилетний план сокращения отставания арабской общины с общим бюджетом в 30 миллиардов шекелей, из которых по меньшей мере 50% – новые бюджеты.
Весь вопрос в том, как все это можно реализовать на практике, да еще при растущем дефиците бюджета? За счет каких средств? Резко увеличить налоги или перераспределить имеющиеся средства, вытащив их, например, из оборонной сферы или других секторов? Посмотрим, насколько по плечу весьма разношерстной коалиции ответ на эти вопросы…
Пока же оценить реальность принятия бюджета (и, соответственно, существования правительства до конца его срока) можно весьма скептично, но, как говорится, чем черт не шутит: уж если впервые в истории удалось объединить арабскую исламистскую партию Мансура Аббаса с крайне правой партией Нафтали Беннета, так, казалось бы, бюджет совсем уж «легкое» дело.
В связи с этим странным альянсом очень хочется в несколько шутливом ключе процитировать известное место из пророка Исайи (11:6): «И волк будет жить вместе с ягненком, и леопард будет лежать с козленком, теленок и молодой лев будут вместе, и дитя поведет их».
Кто в нашей коалиционной связке «волк», кто «лев» или «ягненок», а кто «дитя» – пусть уж решает читатель – все в зависимости от политических пристрастий…
О разношерстности коалиции также как нельзя лучше свидетельствует факт, что входящая в нее партия РААМ не подписала документ об основных принципах работы правительства из-за упоминания Израиля как еврейского государства, что, разумеется, звучит откровенно дико для избирателей большинства правых еврейских партий, в нее входящих.
Еще одной иллюстрацией антагонизма входящих в правительство частей стало их отношение к Закону о воссоединении семей (Закон о гражданстве), принятому в 2003 году, который позволяет давать израильское гражданство палестинским семьям израильских арабов лишь по гуманитарным соображениям. Закон был принят во время второй интифады, когда стало ясно, что речь идет о массовом явлении, и часть переселившихся в Израиль палестинцев активно поддержала террор.
Этот закон регулярно продлевается, но впервые такое продление провалилось, в том числе, потому что в парламентскую коалицию, спустя долгие годы вошла крайне левая партия «Мерец» и исламистская РААМ.
В результате голосования 6 июля парламент отклонил представленное коалицией предложение о продлении действия закона о гражданстве на полгода. 59 депутатов проголосовали за законопроект, 59 депутатов - против. При таком исходе голосования предложение считается не утвержденным, и это означает, что в самое ближайшее время правительство вновь попытается утвердить этот закон.
И хотя изначально все участники коалиции договорились максимально устранить темы, способные вызвать внутри нее разногласия, все равно очевидно, что проблемные точки вроде Закона о воссоединении семей будут постоянно всплывать в политическом процессе.
И даже, если мы представим себе, что новому правительству удастся с успехом избежать всех дестабилизирующих его спорных тем, никуда не деться от того факта, что за два года непрерывного хождения на выборы, просто накопились вполне обычные, «бытовые» для жизни страны вопросы, требующие скорейшего разрешения.
Все-таки одно дело заниматься яркой политической борьбой, сражаясь в эфирах телестудий, соцсетях и на страницах газет, а другое дело – социально-экономическая рутина, которая все это время по сути была оставлена без должного внимания участников, пытавшихся изо всех сил привлечь голоса избирателей.
Чего только стоит проблема преодоления безработицы, выхода на рынок труда людей, которые за время кризиса коронавируса находились и продолжают находится дома на пособиях по безработице, бюджетный дефицит, который по состоянию на конец марта 2021 года составил 169,4 млрд. шекелей…
Одна из главных проблем - правительственные расходы из-за кризиса продолжают оставаться крайне высокими. В этих расходах основная статья – выплаты пособий для 431,5 тысяч безработных и для десятков тысяч бизнесов, оказавшихся в сложной ситуации. Кроме того, с начала 2021 года Министерство финансов переводило дополнительные «антикризисные» средства для министерств здравоохранения и образования.
В результате перед министром финансов Авигдором Либерманом стоит непростая дилемма – принять, как он и обещал, весьма непопулярное решение сократить выплаты пособия для 67 процентов его получателей – всем, кто моложе 45 лет. Если это решение будет принято, то пособий в одночасье лишатся 290000 человек. При этом, куда девать эту массу народа не очень в общем понятно, если учесть тот факт, что 45% от всех вакансий открыты в Тель-Авиве, а безработица рассредоточена по территории всей страны. Да и специальность и профессиональные навыки безработных зачастую не соответствуют тому, что требуется в открытых вакансиях.
Не меньшей проблемой представляется, казалось бы, уж совсем «периферийная» и не политическая тема: со второй половины 2022 года в Израиле не останется места, где можно хоронить отходы.
В Минэкологии сообщили, что основные полигоны, на которые свозится мусор, исчерпали свой ресурс, при том, что в течение десятилетия ожидается увеличение количества муниципальных отходов примерно на четверть: с 5,8 миллиона тонн в 2020 году до 7,5 миллиона тонн в 2030 году. Сложившаяся ситуация, разумеется, также потребует выделения средств из бюджета для ее быстрого разрешения.
Мусорная проблема, нарастающая, как снежный ком, – это уже прямо символическое описание происходящего социально-экономического и политического кризиса, который в последние несколько лет сопровождает страну.
Не будем также забывать, что вся эта «бытовуха» происходит на фоне новой растущей волны заболевших коронавирусом, при том, что, как выясняется, вакцина против нового штамма болезни «Дельта» оказалась эффективна лишь на 64%, о чем 5 июля гражданам сообщило Министерство здравоохранения.
Тем не менее во всей этом сложном клубке проблем есть место и для позитивных новостей, которые хотелось бы включить в этот обзор.
Среди них я бы упомянул в первую очередь небывалый успех израильского сектора высоких технологий. Только в июне этого года хайтек-компании провели рекордное количество первичных публичных размещений акций — 18, как посредством традиционных IPO, так и с помощью слияний со специализированными компаниями по целевым слияниям и поглощениям (SPAC), в основном на биржах в США и Израиле. Общая сумма средств, привлеченных на публичных рынках, составила 4,55 миллиарда долларов.
А, согласно докладу «Israel Advanced Technology Industries» (IATI), 2020 год стал рекордным по привлечению средств для отрасли медико-биологических наук в Израиле: компании, работающие в сфере здравоохранения, собрали 2,5 млрд долларов, что на 55% больше, чем в предыдущем году.
Какая-то часть этих средств, конечно, окажется в израильской экономике и, соответственно, внесет свой вклад в преодоление текущего кризиса.
Также Международный институт стратегических исследований в своем отчете назвал Израиль одной из самых сильных стран по своим возможностям в киберпространстве. Израиль в этом отчете был поставлен на один уровень с Австралией, Канадой, Китаем, Францией, Россией и Великобританией, выше своих старых противников - Ирана и Северной Кореи.
Углубляется и сотрудничество с ОАЭ, налаженное «Соглашениями Авраама», о чем, пожалуй, наиболее ярко свидетельствует недавняя новость, которую сообщила «Emirates Leaks»: за последние три месяца около 5000 израильтян получили гражданство Эмиратов. Поскольку власти ОАЭ позволяют получить гражданство именно бизнесменам и инвесторам, речь идет о мощном всплеске бизнес-интеграции и инвестиционной активности между двумя странами.
Поэтому все-таки хочется смотреть на происходящее под оптимистическим углом зрения: в конце концов Израиль справится и с нынешним кризисом, но вот что точно можно сказать – «легкой прогулки» и простых «рецептов» выхода из него новому правительству (если оно вообще сумеет продержаться хотя бы больше года), никто не обещает.