«Защитники христианства»: лекарство будет хуже болезни?
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев рассуждает о том, какие ценности будет защищать рабочая группа Госдумы, и как работа парламентариев скажется на верующих.
Совет Госдумы принял решение создать межфракционную рабочую группу по совершенствованию законодательства о защите христианских ценностей. И это не может не вызывать обеспокоенность в первую очередь у самих христиан и в целом верующих.
«Народное христианство»
Доля воцерковленных православных в России, по данным ВЦИОМ за 2021 г., составляет всего 8%. Для прочих граждан, ассоциирующие себя с РПЦ (а это 62% населения), причастность к религии зачастую сводится к празднованию Рождества и Пасхи, а также визитам в храм накануне экзаменов у ребенка. Что там: в мае 2021 г. Пасху в России праздновали 35% атеистов (данные ФОМ).
Многие православные ни разу в жизни не читали Евангелие, из молитв знают лишь «Отче наш» и «Богородицу». Подавляющее большинство не сможет пересказать «Символ веры». Т.е. вкратце описать, во что они верят в действительности. В роли крестных отцов и матерей наши сограждане иногда выбирают атеистов или родноверов (неоязычников). В лице церкви все эти люди, по оценке Валерия Федорова, видят не «дом Божий», а один из символов традиционной национальной идентификации (поскольку речь идет о «вере предков»).
В течение многих веков в крестьянской массе христианство бытовало в специфической форме. Наши предки щедро разбавили официальное вероучение пережитками традиционных верований. Джеймс Фрейзер описал немало почти комических историй, связанных с практиками «народного христианства» в России. До революции на юге нашей страны существовал специфический обряд вызова дождя: после церковной службы прихожане валили священника прямо в рясе на землю и орошали его водой. Немало батюшек пострадали и из-за взглядов крестьян на агрономию. Деревенские женщины иногда добивались повышения урожайности не самым деликатным способом: невзирая на грязь и рытвины, они тащили священника по полю, чтобы обеспечить плодородие почты. Если духовный пастырь начинал протестовать, прихожане возмущались: «Вы что же это, батюшка, не хотите нам добра, не хотите, чтобы у нас был хлеб? А ведь есть-то его вы любите!». Справедливости ради стоит отметить, что с аналогичными проблемами сталкивались священнослужители Франции, Италии и других «цивилизованных стран».
Подавляющее большинство христиан в России исповедует именно «народную» версию данной религии. И она зачастую крайне слабо пересекается с содержанием Нового Завета и тем более не имеет отношения к крайне сложным философским конструкциям «отцов церкви». Вероятно, из десяти формально православных россиян вряд ли хотя бы двое вспомнят притчу о добром самаритянине, услышав призыв быть терпимее к «ближнему своему».
Все это обуславливает парадокс: большинство христиан в России могут иметь весьма смутное представление о ценностях собственной религии, которые даже в богословской среде трактуются достаточно разнообразно. Достаточно вспомнить о том, как в 2016 г. РПЦ пришлось созывать Синодальную библейско-богословскую комиссию для проверки публичных лекций Алексея Осипова.
Волки хищные
Некоторые представители церкви и вовсе продвигают под видом христианства откровенно опасные учения.
В Евангелие от Матфея упоминается, что во время второго искушения Христу было предложено спрыгнуть с крыши храма. «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего».
Что называется, все четко и подробно написано. Но это не помешало архимандриту Амвросию (Фонтрие) приводить в качестве примера поведения «правильных христиан» противоречащие евангельским заветам истории. В одной из них старец приказывает своему келейнику погасить огонь в большой печи. Тот лезет в печь и гасит пламя своей мантией, не получив ни одного ожога – «по послушанию». Другой старец якобы приказал послушнику переплыть через реку, кишащую крокодилами. Послушник осенил себя крестом, сел на крокодила верхом и переправился на другой берег.
Нужно отметить, что некоторые литераторы, чьи работы можно было приобрести в церковных лавках в начале 2000-х, шли еще дальше. В возрасте 13 лет автор этой статьи получил из рук бабушки «церковную книжечку». Из которой ребенок узнал, что убийство Николая II и его семьи якобы носило ритуальный характер. Автор «книжечки» воспроизвел гнусный антисемитский миф «кровавого навета». Он пытался убедить читателей, что иудеи якобы практикуют принесение в жертву христианских детей и пьют в ходе этого ритуала их кровь. (Приведенные выше оценки – не более чем предположение автора упомянутой книги. Автор данной статьи не согласен с оценками, выраженными в описываемой книге).
В десятом классе автору этой статьи довелось вступить в «теологический диспут» с одноклассницей. И та сослалась в качестве аргумента на историю, почерпнутую из «церковной литературы». В книге, попавшей в руки школьницы, описывался небывалый пример смирения и послушания, суть которого сводилась к тому, что послушника регулярно бил некий монах. Который в итоге «переборщил» и отправил юношу в мир иной. Автор книги позиционировал этот эпизод как пример идеального послушания, которое является абсолютной ценностью.
Лично для меня как для верующего человека такого рода истории являются стократно большим богохульством, чем любые голые фото на фоне храма.
Признаем честно: некоторые «пастыри» похожи на безумную миссис Кармоди из фильма «Мгла» по одноименному роману Стивена Кинга. И любой приличный верующий человек может ответить им лишь цитатой из этой кинокартины: «Эй, чокнутые, я тоже верю в Бога. Но не считаю, что он – это тот кровожадный гад, которым вы его выставляете».
Кому-то это покажется излишне резким. Но давайте, опять же, обратимся к первоисточнику христианства. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их».
Забытая Конституция
В свете этих фактов хочется задать инициаторам создания комиссии пару вопросов. Какие конкретно ценности вы хотите защищать? И как они предполагают согласовывать защиту христианских ценностей с соблюдением прав прочих конфессий и атеистов?
Автор этих строк сам является православным. И потому его в особенности пугает то, что под видом защиты христианских ценностей некоторые представители элит могут начать продвигать идеи ультраконсерватизма. Что, вероятно, еще более расколет общество и усложнит жизнь в первую очередь для самих верующих. Не говоря уже про нарушение прав атеистов, многие из которых по своим поступкам куда больше напоминают христиан, чем завсегдатаи церквей.
Россия – это светское государство. Это базовое положение нашего основного закона. Именно это обстоятельство долгие годы являлось главной гарантией межконфессионального мира. Власть должна быть равноудалена от всех конфессий. В противном случае мы рискуем в клочья разорвать единую ткань нашего общества.