В ожидании «вторжения»
Слова «война», «вторжение», «эвакуация» за последние недели плотно вошли в обиход украинцев. Хотя ничего из этого не случилось — пока не случилось, уточняют наиболее осторожные. В больших городах почти каждая семья хотя бы в общих чертах имеет план, как действовать, «если начнется». Но настоящей паники пока не видно, рассказывает координатор экспертной группы «Европейский диалог» в Украине, эксперт Центра ПРИСП Георгий Чижов.
Всерьез ждать российского вторжения украинцы начали с конца ноября прошлого года, когда отдельные сообщения СМИ о концентрации российских войск у границ переросли в уверенный хор. С тех пор уровень опасений несколько раз колебался вслед за информационным фоном. Очередная виртуальная деэскалация происходит как раз сейчас — наступила предсказанная ранее американскими спецслужбами дата вторжения 16 февраля, появились сообщения об отводе некоторых российских частей после учений и другие оптимистические сигналы, которые, впрочем, не касаются Донбасса, где напряженность сохраняется.
Искушение уехать
Этому предшествовал максимальный всплеск тревожных новостей: посольства ряда стран рекомендовали своим гражданам немедленно покинуть страну, вывезли часть персонала, США даже объявили о переводе остающихся дипломатов во Львов. За посольствами потянулись украинские организации, тесно взаимодействующие с западными учреждениями и фондами. На рынке аренды квартир Львова резко уменьшилось число актуальных предложений. Впрочем, коснулось это именно краткосрочной аренды — пока никто не планирует переселять свой персонал к западным границам страны на месяцы и годы.
Очевидцы утверждают, что 13-14 февраля в главном киевском аэропорту Борисполь работали одновременно все стойки регистрации — наблюдался колоссальный поток желающих покинуть столицу. При этом в наземных пунктах пересечения границы ажиотаж не фиксировался. Возможно, авиапассажиров подстегнула не столько угроза войны, сколько вероятность прекращения авиасообщения из-за ожидавшегося отказа страховых компаний покрывать риски владельцев самолетов. Сбои в графике полетов действительно произошли. Автор этих строк сам оказался на борту самолета, который вместо Киева приземлился в Кишиневе из-за запрета лизингодателя перемещать борт в воздушное пространство Украины. Однако к 16 февраля все аэропорты вернулись к обычному режиму работы.
Немало шуму наделало известие, что страну якобы покинуло несколько десятков крупных бизнесменов, часть из которых входят в пресловутый «список олигархов». Хотя за сообщениями СМИ последовал ряд опровержений со стороны предпринимателей, президент Владимир Зеленский не упустил повода потребовать, чтобы в течение 24 часов они все же вернулись в страну: «Считаю, что они должны возвратиться. Иначе нам надо всем как государству, как руководству делать серьезные выводы. И, поверьте, мы их сделаем».
Гривна и бензин
Пока владельцы крупных компаний путешествуют по свету, украинский бизнес по большей части работает, как в обычные дни. Несколько увеличилась волатильность курса гривны к основным валютам — денежная единица растет и падает в зависимости от новостей параллельно с российским рублем. Серьезно сказалась нынешняя ситуация на рынке жилой недвижимости: по словам риелторов, число сделок с квартирами после Нового года «приблизительно равно нулю».
Продолжается заметный рост цен на продовольствие, однако это связано скорее с глобальным ростом инфляции после локдаунов предыдущих двух лет. Продуктов на полках в супермаркетах меньше не стало, мыло, спички и соль никто не расхватывает. На автозаправках можно наблюдать, как водители заливают топливо в ржавые металлические канистры, валявшиеся в гаражах без дела уже четверть века. Но пока к дефициту бензина это не приводит.
Сами украинские власти явно опасались паники. Именно желанием ее предотвратить следует, видимо, объяснять неоднократные призывы самого Зеленского и членов правительства не нагнетать обстановку, сетования на избыточность темы вторжения в информационном пространстве и прочие заявления, порой идущие вразрез с позицией США и Великобритании — наиболее последовательных союзников Украины и основных поставщиков современного оружия в последние недели.
Парламентская оппозиция в лице фракций «Европейская солидарность» и «Голос» предлагает Верховной раде перейти на ежедневный режим работы, как это было в 2014 году, а также настаивает на увеличении финансирования Вооруженных сил Украины и прочих экстренных мерах по повышению обороноспособности государства. Не желая отдавать внутриполитическую инициативу своим оппонентам, украинский президент объявил 16 февраля Днем единения страны. «В этот день мы вывесим национальные флаги, наденем сине-желтые ленты и покажем всему миру наше единство», — заявил Зеленский. А утром 16 февраля выступил с обращением, которое транслировали многие украинские телеканалы.
Свежие результаты социологических опросов после недавнего всплеска напряженности еще не появились. Эксперты же предполагают, что поддержка президента в обществе может немного вырасти. В конце концов, глава государства демонстрирует патриотическую позицию (в отсутствии которой его многие подозревали), на переговоры к нему приезжают мировые лидеры, а сам он позволяет себе некоторое расхождение позиций с влиятельными союзниками: с США — по поводу вероятности вторжения, с Германией — по поводу судьбы «Северного потока — 2». Впрочем, если какой-то рост рейтинга и будет зафиксирован, неизвестно, насколько устойчивым он окажется.
Мэр Киева Виталий Кличко призывает жителей столицы выучить несколько удобных для них адресов бомбоубежищ (соответствующая карта опубликована на сайте Киевской городской госадминистрации) и агитирует горожан вступать в ряды сил территориальной обороны. В тероборону уже записался брат градоначальника, многократный чемпион мира по боксу Владимир Кличко.
Активные тренировки новобранцев теробороны, а это уже десятки тысяч человек, проходят по всей стране. При этом многие из потенциальных бойцов, готовых в случае необходимости защищаться с оружием в руках, рассчитывают в момент непосредственной угрозы успеть вывезти свои семьи — в село к родне, в западные регионы Украины или за границу. Но пока страна живет мирной жизнью, и беспечный турист на улицах Киева, Львова, Одессы никакой напряженности может просто не заметить.
Ранее опубликовано на: https://www.forbes.ru/mneniya/455795-cena-ozidanij-kak-zivet-ukraina-na-fone-soobsenij-o-rossijskoj-agressii