Поправки в Уголовный кодекс не спасут работников предпенсионного возраста от увольнения
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов рассуждает о том, насколько эффективными станут меры ответственности работодателей за увольнение сотрудников предпенсионного возраста.
Поправки в уголовное законодательство в части, устанавливающей ответственность для работодателей за увольнение или необоснованный отказ в приеме на работу граждан предпенсионного возраста, не дадут ожидаемого эффекта.
Работодатель ориентируется, в первую очередь, на квалификацию сотрудника, а не на его паспортные данные, и если работник его устраивает, то совершенно не важно, сколько ему лет. А если работодатель решил избавиться от сотрудника, то он имеет все возможности создать ему такие условия труда, что работник сам захочет уволиться. Это понимают обе стороны трудового договора. Всем известно, что подавляющее большинство увольнений по инициативе работодателя оформляется как увольнение работника по собственному желанию. Человека просто просят написать заявление об уходе. И работник понимает, что может отказаться, быть уволенным «по статье», судиться, восстановиться в должности, но нормально работать дальше после этого он уже не сможет. Так и в этом случае – нужна ли будет человеку предпенсионного возраста пятилетняя война с работодателем, который решил его уволить, – большой вопрос. Другой очевидный вариант – работодатель может уволить работника за некоторое время до достижения им предпенсионного возраста, «на упреждение», чтобы не было проблем в дальнейшем. А для отказа в приеме на работу все еще проще – можно найти множество причин: например, в связи с недостаточно высокой компетенцией соискателя для предлагаемой должности. Доказать обратное сложно, всегда найдется, за что зацепиться. Так что здесь работает старый афоризм: «в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения».
26 сентября Госдума крайне оперативно приняла закон об изменении в пенсионной системе во втором чтении, а уже на следующий день, 27 сентября - в третьем окончательном чтении. Массовых акций протеста нет, а недовольство граждан выливается в снижение рейтингов власти и повышение рейтингов парламентской оппозиции, выступающей против реформы. Однако КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» не смогут повлиять на отмену пенсионной реформы, так как представляют явное в меньшинство в Госдуме.
Акции же протеста против пенсионной реформы и в дальнейшем маловероятны, несмотря на то, что подавляющее большинство граждан относится к ней очень негативно. Дело в том, что у нас довольно сознательное традиционное общество, имеющее определенную «прививку» от массовых выступлений и понимание того, что протестные акции – тупиковый путь, способный привести лишь к дестабилизации общественно-политической ситуации. И все имевшие место массовые протесты последних десятилетий этот тезис только подтверждают.