Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, эксперт Центра ПРИСП, председатель коллегии медиаторов при ТПП Московской области
30.10.2018

Чем закончится дипломатическая война между Венгрией и Украиной?

 

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов комментирует обострение отношений между Венгрией и Украиной и считает, что после истории с Крымом Украина, «обжегшись на молоке, дует на воду».

В начале октября венгерский консул был объявлен персоной нон грата на Украине. Это было связано с обнародованной СМИ информацией, что консульство Венгрии тайно выдает жителям Берегово (город в Закарпатье) венгерские паспорта. В ответ Будапешт также выслал из Венгрии украинского дипломата, заявив, что венгерское меньшинство на Украине «систематически запугивается и ущемляется в правах».

Эти разногласия имеют давнюю историю, они связаны в основном с тем, что Киев боится возможных территориальных претензий Венгрии в Закарпатье. Первые заявления, обострившие ситуацию, прозвучали еще в 2014 году, когда президент Венгрии Виктор Орбан призвал предоставить автономию и двойное гражданство этническим венграм, проживающим в Закарпатье. Это заявление вызвало заметное напряжение в Киеве.

С одной стороны, действительно, венгры жили в Закарпатье более 1000 лет, задолго до появления украинской нации, поэтому с исторической точки зрения это венгерский регион. С другой стороны, де-юре, конечно, это территория Украины. В настоящее время в Закарпатье проживает около 150 тыс. этнических венгров. Вместе с тем, было бы неправильно сравнивать ситуацию в этом регионе с ситуацией в Крыму в 2014 году. Во-первых, венгров в Закарпатье около 12% от всего населения региона, они действительно составляют национальное меньшинство, тогда как русских в Крыму, согласно переписи 2014 года, – около 65%. Во-вторых, более 100 тыс. венгров Закарпатья имеют венгерские паспорта и двойное гражданство (наряду с украинским), тогда как жители Крыма до 2014 года российские паспорта не получали. Очевидно, что Венгрия не собирается претендовать на регион, в котором проживает 80% украинцев, однако она настаивает, чтобы права и законные интересы жителей Закарпатья, многие из которых являются гражданами Венгрии, соблюдались должным образом.

Однако создается впечатление, что украинские власти, напротив, делают все, чтобы разжечь социальный конфликт в Закарпатье. В частности, Киев принял закон об образовании, ограничивающий преподавание на языках национальных меньшинств и отменил закон о региональных языках, который позволял официально использовать венгерский язык для документооборота и обучения в школах и высших учебных заведениях.

Эти действия украинских властей вызвали очень жесткую реакцию Будапешта, который с октября прошлого года блокирует проведение саммитов Украина – НАТО. Кроме того, Венгрия заявила о возможности введения санкций против Украины.

С чем связано подобное поведение Киева? В первую очередь, с Крымом и Донбассом – территориями, контроль над которыми Украина уже потеряла. Как говорится, Киев, «обжегшись на молоке, дует на воду». Как мы помним, до воссоединения с Россией Крым имел статус автономной республики, а гражданская война на Украине также началась с требования Донбасса даже не о федерализации, а о предоставлении ему автономии. Поэтому украинская власть слова «автономия» боится, как огня, полагая, что это может привести к волнениям и в Западной Украине. Вместе с тем, в Закарпатье ситуация совсем иная: венгров там – меньшинство, в отличие от русских в Крыму и на Донбассе. Поэтому эти опасения Киева ничем не подкреплены и не основаны на реальных факторах. Такие настроения подогревают радикальные националистические группировки и силы, имеющие значительное влияние на Украине.

Со стороны Венгрии возможно лишь политическое и экономическое обострение ситуации, но никак не силовое. Венгрия входит в состав НАТО, поэтому Будапешт не сможет присоединить Закарпатье так, как Россия присоединила Крым. Другое дело, что и венгерские власти могут захотеть использовать ситуацию в Закарпатье в своих целях. Например, в Венгрии также сильны националистические настроения, поэтому жесткая линия на защиту прав венгров за границей даст серьезные политические очки действующим властям.

Политической конъюнктурой интересно Закарпатье и Петру Порошенко, у которого сейчас очень низкий политический рейтинг (около 9%), и он пытается укрепить его, используя образ «президента-патриота». Поэтому наверняка венгерский вопрос будет использоваться в предвыборной кампании Порошенко на предстоящих весной будущего года выборах президента Украины.

Полагаю, что, несмотря на обострившиеся отношения между странами и взаимную высылку консулов, стороны, пусть и долго, но будут искать дипломатические способы разрешения конфликта. Причем Венгрия здесь находится явно в более выигрышной позиции: если Украина не хочет расстаться с мечтой о членстве в НАТО и Евросоюзе, ей сначала придется договориться с Будапештом о статусе венгерской диаспоры в Закарпатье. Например, венгры все-таки могут получить там некую автономию – вряд ли политическую, но, вполне возможно, культурную и социально-экономическую.

flag ukr vengriya

 
Партнеры
politgen-min-6 Чем закончится дипломатическая война между Венгрией и Украиной?
banner-cik-min Чем закончится дипломатическая война между Венгрией и Украиной?
banner-rfsv-min Чем закончится дипломатическая война между Венгрией и Украиной?
expert-min-2 Чем закончится дипломатическая война между Венгрией и Украиной?
partners 6
eac_NW-min Чем закончится дипломатическая война между Венгрией и Украиной?
insomar-min-3 Чем закончится дипломатическая война между Венгрией и Украиной?
indexlc-logo-min Чем закончится дипломатическая война между Венгрией и Украиной?
rapc-banner Чем закончится дипломатическая война между Венгрией и Украиной?