На выборах нет ничего белого и ничего черного
Элла Памфилова пообещала завести черный список политических консультантов, которые в своей работе используют такие технологии, как выдвижение «двойников» в качестве конкурентов для реальных кандидатов на выборах. Вчера глава Центризбиркома уточнила, что черные списки – это всего лишь фигура речи. «Никакими черными списками, даже если бы мы в буквальном смысле этим занимались, не решить проблему, которую решить может только само политтехнологическое сообщество на принципах саморегулирования», - добавила она.
Заявления главы ЦИК ранее прокомментировали президент РАПК, эксперт Центра ПРИСП Григорий Казанков, член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский, политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов. Прокомментировал обещание Эллы Памфиловой и управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин, политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников, политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин, заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.
Свое мнение высказал и политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко.
На самом деле тут нужно обращаться к законодательству. Политтехнологи, несмотря на то что, это действительно существующая технология, по факту ничего не нарушают. Если, например, история с Борисом Вишневским в Санкт Петербурге и двумя кандидатами, которые внезапно сменили фамилии прямо перед выборами, повлекла за собой законодательные изменения, то все другие ситуации никак законодательно не урегулированы. И, мне кажется, что здесь, в первую очередь даже я бы сказал, упущение Центральной избирательной комиссии.
А если уж говорить о чёрных списках (даже в качестве фигуры речи), то было бы совершенно не лишним сформировать такие списки председателей и членов участковых избирательных комиссий, которые регулярно попадаются на фальсификациях и, более того, очень часто публично извиняются за это. Такая ситуация была Красноярском крае, когда в одном из округов города Красноярска члены участковых избирательной комиссии были уличены в подлоге, а потом приносили публичное извинение через печатные СМИ. Где прямо дословно писали – мы приносим извинения за то, что фальсифицировали выборы и так далее, и так далее. Такие вещи, почему-то, Элла Александровна старается не комментировать.
Что касается политтехнологов, я вообще глубоко сомневаюсь, что существует и белый список политтехнологов, и вообще список политтехнолог. Сама по себе специальность до сих пор не регламентирована, не урегулирована, не сертифицирована и так далее.
Да и нужно понять, что выборы очень сложно квалифицировать в системе координат белое и чёрное. Там нет ничего белого и нет ничего чёрного, это технологии влияния, которые, собственно говоря, всегда находятся где-то в серой зоне. И уж коль скоро мы об этом говорим, то совершенно не лишним было бы вспомнить недавнюю конфликтную ситуация между ЦИК России и республиканским избиркомом Хакасии. Когда избирком Хакасии отказал в регистрации господину Грудинину по вполне себе законным основаниям – КПРФ доказала, что Грудинин до сих пор является её членом, хотя выдвигается от партии Коммунисты России. Понятно же, что это та же самая технология, немного модифицированная. Основным кандидатом в главы республики является Валентин Коновалов от КПРФ, а появление Грудинина от партии Коммунисты России – это, по большому счёту, та же самая технология, направленная на то, чтобы ввести в заблуждение избирателя и оттянуть голоса у коммуниста Коновалова. Но при этом ЦИК не просто не реагирует на это, а встаёт на защиту интересов этого самого Грудинина и регистрирует его кандидатом в главы республики, минуя региональный избирком. Если мы подходим ко всему одинаково, стандартизируем подходы, то тогда давайте понимать, что в данном случае имеет место административный ресурс, который Центризбирком использует в интересах конкретного кандидата Сергея Сокола. После такой ситуации заявления Эллы Памфиловой звучат, мягко говоря, неубедительно.
Что касается в целом избирательных кампаний, нужно понимать, что очень часто (а в последнее время это стало регулярным) политтехнологи выполняют функцию политических администраторов. А решение принимаются областными и региональными внутриполитическими блоками. Можно взять на карандаш и вице губернаторов, на территории которых подобные вещи допускаются. Тем более, что их значительно меньше политтехнологов. Есть что даже целый ряд телеграм-каналов, которые устраивают рейтингование этих самых вице-губернаторов по внутренней политике. Так что, у Эллы Александровны есть уникальная возможность внести в данные рейтинги еще один показатель – использование грязных технологий на выборах. Но искать виновных среди политтехнологов, конечно, проще и безопаснее