Тревожный сигнал для России
Китайские нефтеперерабатывающие заводы увеличили закупки сырой нефти из Северного моря и Средиземного моря (т.н. «каспийскую смесь»), сообщает Bloomberg. Так Китай якобы начинает переориентацию на других поставщиков нефти вместо России, чей «теневой флот» всё больше ограничен санкциями. Если Китай, как и Индия, откажется даже от части российской нефти, найдёт ли наша страна новых покупателей? Если нет – как это скажется на российской экономике в 2025 году?
На эти вопросы ответил член РАПК, руководитель агентства «Стратагема» Роман Черемухин.
Увеличение китайскими нефтеперерабатывающими заводами закупок сырой нефти в Северном море и Средиземноморье – тревожный сигнал для России. Совершенно очевидно, что партнёры из КНР идут на этот шаг отнюдь не от хорошей жизни. Ранее, насколько можно предположить, Китай был удовлетворен сотрудничеством с российской стороной, потому как Россия сбывал нефть с ощутимым дисконтом.
Обратите внимание: компании из Китая закупили за последнее время около 3 млн баррелей каспийской смеси, которая обычно реализуется в Средиземноморье. Это произошло после пятимесячного перерыва в закупках такого сорта. При этом стало известно, что ведется обсуждение условий транспортировки до трех супертанкеров, которые смогут доставить суммарно 6 млн баррелей североморской Forties в Азию в ближайшие месяцы.
Нынешний тренд выглядит опасным: фактически азиатские переработчики расширяют поиск альтернативных источников после недавних санкций США в отношении российской нефти.
Конечно, Москва и Пекин попробуют внедрять новые схемы сотрудничества в области нефтяной торговли. Однако уже сейчас очевидно, что логистика окажется усложненной, что не может не сказаться на стоимости продукта. Санкционные риски для Китая, особенно на фоне прихода в США к власти Трампа, остаются предельно высокими. Для нашей страны отказ от сложившейся схемы сотрудничества может оказаться критическим – бюджет всё ещё во многом зависим от нефтяных доходов. Именно поэтому финансовому блоку сегодня необходимо срочно перекраивать модели сотрудничества.