Николай Пономарев - о трампомании в России
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев - для портала "Выбор Народа"
Оригинал материала: http://vybor-naroda.org/themesandcomments/daycomment/92157-lyubit-po-russki-v-rossii-nachalas-nastoyaschaya-epidemiya-trampomanii.html
- Аномально высокий уровень симпатии россиян к фигуре Дональда Трампа вполне объясним. Во-первых, в качестве его оппонента выступала Хиллари Клинтон – политик, устойчивый антиобраз которого в глазах значительной части россиян уже успел сформироваться еще в период пребывания кандидата от демократов на посту госсекретаря Соединенных Штатов. Уже в силу этого фактора представитель «слонов» автоматически рассматривался значительной частью граждан РФ как «наш» кандидат. Зацементировать эти настроения позволили как декларация намерений Трампа нормализировать отношения с Москвой, так и озвученные госпожой Клинтон обвинения в адрес российских спецслужб.
Во-вторых, следует учесть, что бывший владелец конкурса красоты «Мисс США» в гораздо большей степени соответствует российской политической культуре, нежели его оппонент. В частности, для Трампа характерны консервативность, подчеркнутая маскулинность, склонность к драматизации, декларативный радикализм и нонконформизм.
В-третьих, следует учесть, что экс-первая леди Соединенных Штатов весьма плохо известна жителям РФ как политик и общественный деятель. В «лучшем» случае ее знают как главу внешнеполитического ведомства США, отличавшуюся крайней агрессивностью официальной риторики в адрес Кремля, в худшем – как персонажа скандала, связанного с именем Моники Левински. Заслуги госпожи Клинтон как профессионального юриста (в том числе – работа в комиссии, проводившей расследование «уотергейтского скандала»), многолетняя работа с детскими организациями, негласное участие в работе администрации мужа и успехи на посту сенатора от штата Нью-Йорк – все это осталось для большинства граждан РФ «за кадром» избирательной кампании. В результате яркому и харизматичному Дональду Трампу российские масс медиа противопоставили достаточно бледный и малопривлекательный образ, от соседства с которых уровень симпатии к миллиардеру лишь возрастали.
В-четвертых, следует учесть то обстоятельство, что Трамп с предельной откровенностью затрагивает многие вопросы, обладающие высокой степенью актуальности не только для Америки, но и для России (например, проблему нелегальной миграции). При этом предлагаемые им пути их решения импонируют значительной части российских граждан.
Наконец, не следует забывать, что российские СМИ постоянно подчеркивали внесистемность Трампа, наличие конфликта между ним и американскими элитами, акцентировали внимание на прагматизме миллиардера, что в условиях кризиса во взаимоотношениях Запада и официальной Москвы превращало бизнесмена в глазах многих россиян в своеобразного «кандидата надежды», приход которого к власти означал бы прекращение конфронтации, отмену режима санкций, признание США присоединения Крыма к РФ и т.д.
В целом же следует признать, что россияне поддерживают не столько реального политика Дональда Трампа, сколько образ, возникший вокруг его фигуры благодаря усилиям отечественных журналистов. Последнее не означает, что представители СМИ целенаправленно «работали на Трампа». Подача фигуры миллиардера массовой аудитории определялась множеством факторов, начиная от внешнеполитической конъюнктуры и запросов «среднестатистического потребителя информации», и заканчивая спецификой редакционной политики ведущих масс-медиа и структурой доступного их журналистам пула экспертов.