Директор региональных проектов Центра ПРИСП
20.04.2017

Антон Садкин: главу Якутии вызвали в Москву – объяснить, почему якуты разлюбили федеральную власть

 

А объяснение простое – якутам кажется, что Москва сама-то не очень их любит.

Прошедший в Якутске митинг за отставку главы Республики Саха (Якутия) Егора Борисова вынудил последнего открыть блог на площадке газеты «Якутия» и написать там большой и весьма раздраженный пост. Чем вызвано его раздражение, знает директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин.

«Почему Борисову пришлось серьезно комментировать пункты резолюции, принятой на митинге? Во-первых, буквально на следующий день после митинга большую свинью подложил Борисову его помощник Станислав Платонов, который одному из самых читаемых местных интернет-ресурсов заявил, и это было вынесено в заголовок, что не стоит на подобные митинги обращать серьезное внимание. Безусловно, это вызвало волну негодования: как так?! Сам Борисов в этот момент в Якутске  отсутствовал – он вместе с новым президентом «Алроса» Сергеем Ивановым находился в алмазной  провинции, а его помощники позволили себе такую трактовку произошедшего. Поэтому Борисов был вынужден давать пояснения по этому поводу лично, не надеясь на свой аппарат. 

Во-вторых, среди пунктов резолюции митинга был один крайне опасный, и это явно не пункт «Борисова – в отставку». Речь идет о требовании пересмотреть мировое соглашение между правительствами Российской Федерации и республики Саха (Якутия) и возвратиться к полноценному Федеративному договору. В этом пункте легко при желании обнаружить признаки национализма и даже сепаратизма, и это вполне естественно вызвало крайне негативную реакцию Егора Борисова, отлично понимающего, чем подобные вещи могут закончиться для него самого. Организаторы митинга, выступая с этим требованием, полагаю, подхватили эстафетную палочку от Татарстана и Калужской области. В Якутии с недавних пор тоже есть более-менее скоростной интернет, и якуты очень внимательно следят за тем, что происходит в национальных республиках России, многое беря на вооружение и адаптируя под местные реалии. 

Требование отказаться от подписанного в 2006 году мирового соглашения, в первую очередь, вызвано желанием многих перераспределить прибыль от добычи алмазов и снизить долю «Алросы». Вторая причина связана с так называемым Законом о дальневосточном гектаре. Есть в Якутии достаточно широкие круги, опирающиеся на определенную элитную прослойку, а именно на кланы, которые до сих пор выступают крайне резко против этого закона, несмотря на то, что он уже вступил в силу и работает. Объясняется это тем, что пригодных для ведения сельского хозяйства земель в республике по понятной причине достаточно немного. Помимо того, кланово-местническая система взаимоотношений, в том числе хозяйственных, которая сложилась в Якутии не сегодня и не вчера, привела к тому, что многие наиболее привлекательные земельные угодья уже давно поделены между кланами, причем поделены в большинстве случаев неформально. Это касается и охотничьих угодий, и мест отдыха на берегах озер и рек, и пастбищ – все давным-давно поделено, и из поколения в поколение представители определенных кланов пользуются закрепленными за ними участками. Беда в том, что это распределение участков закреплено де-юре в минимальном количестве случаев. Порядок выдачи дальневосточного гектара местные традиции никак не учитывает. Для чиновников, которые ведают этими вопросами, такое противоречие несет в себе достаточно серьезную угрозу – отсюда и яростное сопротивление, организованные митинги, попытки организации референдума с требованием к федеральной власти наложить в Якутии мораторий на этот закон и так далее. 

Еще одним «черным шаром» в копилку народного терпения стал вопрос о передаче в федеральную собственность национального парка «Ленские столбы». Это действительно совершенно уникальное природное образование, которым якутяне по праву гордятся. У них существуют серьезные опасения, что, если парк перейдет к федералам, то поменяется и режим нахождения и пользования, то есть опять произойдет ущемление национальных чувств и интересов.

Все это, вместе взятое, и послужило основанием для появления пресловутого второго пункта резолюции митинга, призывающего вернуться к Федеративному договору. 

В общем, митинг прошел, Егор Борисов отреагировал в личном блоге, и здесь, на мой взгляд, его подчиненные вновь допустили серьезную ошибку. Они развернули массовые акции в поддержку Борисова. Митинг быстро перерос в войну флешмобов. В первую очередь, естественно, напрягли работников бюджетной сферы, которые напрямую зависят от власти. Это вызвало ответную реакцию – люди в соцсетях и на форумах пишут о том, что их заставляют выходить на улицы и  фотографироваться с транспарантами в поддержку Борисова типа «Егор, держись!» Реальная реакция людей – это скорее недовольство очередной повинностью, чем солидарность с главой республики. Отсюда еще больший рост протестных настроений. По моей информации, Егора Борисова вызвали в Кремль, и сегодня он из Якутска улетел в Москву. Подождем и поглядим, с чем он вернется». 

yakutia_big Антон Садкин: главу Якутии вызвали в Москву – объяснить, почему якуты разлюбили федеральную власть

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Антон Садкин: главу Якутии вызвали в Москву – объяснить, почему якуты разлюбили федеральную власть
banner-cik-min Антон Садкин: главу Якутии вызвали в Москву – объяснить, почему якуты разлюбили федеральную власть
banner-rfsv-min Антон Садкин: главу Якутии вызвали в Москву – объяснить, почему якуты разлюбили федеральную власть
expert-min-2 Антон Садкин: главу Якутии вызвали в Москву – объяснить, почему якуты разлюбили федеральную власть
partners 6
eac_NW-min Антон Садкин: главу Якутии вызвали в Москву – объяснить, почему якуты разлюбили федеральную власть
insomar-min-3 Антон Садкин: главу Якутии вызвали в Москву – объяснить, почему якуты разлюбили федеральную власть
indexlc-logo-min Антон Садкин: главу Якутии вызвали в Москву – объяснить, почему якуты разлюбили федеральную власть
rapc-banner Антон Садкин: главу Якутии вызвали в Москву – объяснить, почему якуты разлюбили федеральную власть