Индекс Минстроя – принуждение муниципалитетов к хитрости
Минстрой России презентовал первый индекс качества городской среды. Презентация состоялась 1 ноября и, по словам чиновников, стала примером первого в мире индекса качества условий жизни горожан, рассчитанном в масштабах целой страны. Методика расчета индекса разрабатывалась с 2016 года, став ответом на поручение президента Владимира Путина кардинальным образом повысить комфортность городской среды.
В деле анализа развития городской среды нужен независимый институт оценки, считает активист сообщества «Живые города», эксперт Центра ПРИСП Сергей Журавлев.
Индекс качества городской среды – это, конечно, хорошо, тем более что результат первого мониторинга оптимистичен. Но он уже вызывает сомнение у экспертного сообщества, так как в качестве оценочных параметров для сбора данных принимаются «и/или». Городские администрации снова нагрузили дополнительной отчётностью, а индекс подчинили ведомству, сделав его обязательным. Какова цена такого продукта? Как в деньгах, так и в трудозатратах муниципальных и федеральных служащих?
В нормальных экономиках индексы добровольны, их употребление в государственной политике – право, а не обязанность госслужбы. Хотят федералы использовать индекс для принятия решений об объёмах финансирования? Пусть. Но почему муниципалитеты обязаны этот индекс получать? Нужен независимый институт оценки и расчёта индекса. И муниципалитеты, в свою очередь, могут по желанию заказывать или не заказывать индексацию.
Пока же инициатива Минстроя выглядит держимордовским понуждением муниципалитетов прогибаться и хитрить ради денег, без гарантий возмещения затрат на создание новой системы расчёта и отчётов.