Законопроект Лукина: Отнять льготы у столиц
В минувшую среду член Совета Федерации Владимир Лукин направил на рассмотрение председателю Госдумы Вячеславу Володину проект, предусматривающий внесение изменений в избирательное законодательство. 15 ноября он был передан в комитет Госдумы по контролю и регламенту.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что одобрение законопроекта Владимира Лукина может обернуться серьезными проблемами для столичных единороссов.
В настоящее время в системы выборов в законодательные собрания Москвы и Санкт-Петербурга встроена преференция: на них не распространяется требование выделения, как минимум, 25% мест для распределения между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями. По мнению Лукина, наличие такого рода льгот нарушает принцип равноправия между регионами. В связи с этим сенатор предложил изъять соответствующие положения из действующего законодательства.
Между тем, рациональность данного законопроекта можно поставить под сомнение. Во-первых, действующее законодательство не предусматривает запрета на использование смешанной системы выборов в заксобрания Москвы и Петербурга. Так, региональный парламент «северной столицы» формируется по принципу «50 на 50», за счет сочетания голосования по спискам с выборами в одномандатных округах.
Во-вторых, переход к обязательному использованию смешанного голосования в Москве (вместо используемой мажоритарной системы) чреват серьезными проблемами для представителей «Единой России». А именно эта партия, напомним, формирует большинство в Госдуме.
Необходимо признать, что оппозиционные настроения в обеих столицах выражены заметно сильнее, чем в среднем по России.
В 2011 г. в ходе выборов в Госдуму ЕР набрала 49% в ходе голосования по спискам. В Москве на территории 5 из 9 ТИКов уровень поддержки партии власти был ниже этого показателя, колеблясь в пределах от 32% (Тушинская ТИК) до почти 47% (Шереметьевская ТИК). В среднем уровень электоральной поддержки ЕР на этих территориях составлял 40%.
Все 5 ТИКов Санкт-Петербурга в 2011 г. зафиксировали уровень поддержки ЕР в пределах показателей, заметно уступающих федеральному результату. Он менялся в пределах от 30% (Центральная ТИК) до 37% (Западная и Южная ТИК). Средний результат единоросов в «северной столице» составил 35%.
В 2016 г. «партию власти» в ходе выборов в Госдуму поддержали 54% при голосовании по спискам. Однако в Москве этот показатель составил около 38%, а в Санкт-Петербурге – приблизительно 40%.
«Единая Россия» контролировала Мосгордуму предшествующего, 6-го созыва лишь благодаря победе 10 кандидатов-самовыдвиженцев, не афишировавших свои связи с единоросами. Выборы 2019 г. и вовсе закончились тем, что приблизительно половина мест в заксобрании Москвы досталась оппозиционерам.
Выборы в заксобрание «северной столицы» в 2011 г. проходили по пропорциональной системе, и в итоге ЕР достались лишь 20 мест из 50. Только благодаря переходу к смешанной системе «партии власти» удалось вернуть полноценное лидерство в заксобрании в 2016 г. Тогда в ходе голосования по спискам ЕР достался лишь 41% голосов. Но зато ее представители победили в 24 из 25 одномандатных округов. В итоге в руки единоросов перешли 36 мандатов из 50.
Таким образом, одобрение законопроекта Владимира Лукина может обернуться серьезными проблемами для московских единороссов. И в то же время оно не приведет к изменению избирательной системы Санкт-Петербурга. Инициатива экс-омбудсмена бесплодна и с превентивной точки зрения. Возвращение системы выборов заксобрания «северной столицы» к пропорциональному формату крайне маловероятно, поскольку это напрямую противоречит интересам правящей партии. В итоге законопроект утрачивает прикладное значение.