Преподаватель, член ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП
21.11.2019

В патриотическом воспитании необходимы аккуратные меры

 

Согласно распоряжению, подписанному министром образования и науки Республики Саха (Якутия) Владимиром Егоровым, начиная с четверга, во всех школах региона будет ежедневно исполняться гимн страны. Данные мероприятия предусмотрены в рамках патриотического проекта «Мы – будущее России», с инициативой которого выступил глава республики Айсен Николаев. Цель проекта состоит в воспитание гражданина РФ как «гармонично развитой и социально ответственной личности, патриота, готового развиваться и работать в интересах своей семьи, общества и страны».

Звуки гимна ребенок будет ассоциировать с ситуацией, которую он наблюдает вокруг, считает преподаватель, член ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Ольга Ежкова.

В исполнении национального гимна нет ничего предосудительного: в целом ряде стран именно так начинается каждое школьное утро. Вопрос здесь в другом: насколько совпадает желание воспитать патриотов своей страны с ощущениями каждого человека от отношений со своей родиной и государством, понятие о которых зачастую между собой не совпадают.

В начале х/ф «Маленькая Вера» есть эпизод, когда под звуки гимна Советского Союза показывается аскетичная, скудно обставленная кухня: внешняя торжественность входит в диссонанс с обстановкой, в которой живут люди, что не может не удручать, хотя все мы выросли на таких кухнях.

С этой точки зрения, когда маленький человек начинает свой жизненный путь в красивой современной школе, понимая, что перед ним лежат огромные возможности, которые ему дает его родная страна, наверное, чувство его любви и благодарности к ней будут только крепнуть. Но если он слышит гимн и видит перед собой обшарпанные стены, не понимая, но уже ощущая социальную несправедливость по отношению к себе, к своим родителям, то и результат будет иной. Дети живут не на облаке, и сколько бы им ни говорили о чем-то, они судят по нашим делам.

Звуки гимна ребенок будет ассоциировать с ситуацией, которую он наблюдает вокруг себя. В одной ситуации для одного ребенка ежедневный гимн в школе может быть положительным фактором, хорошей традицией, которая положительно сформирует его характер, но для другого это станет толчком к формированию скептической мировоззренческой позиции (не всегда оправданной). Таким образом, решение якутских властей об обязательном исполнении гимна в школах будет иметь неоднозначный результат: если поговорить через двадцать лет с людьми, которые вырастут в этой системе, то можно будет услышать очень разные мнения, так как у них останутся о ней противоположные впечатления.

Самое плохое случится, если исполнение гимна превратится в навязываемую «обязаловку», что приведет к противоположным задуманному результатам. В свое время то поколение, которое в 1930-е годы разрушало храмы и церкви, было представлено теми людьми, которые в них выросли в детстве. Они не восприняли душой то, что им говорили, так как видели расхождения между словами и обстоятельствами. Поэтому когда речь идет о патриотическом воспитании, на мой взгляд, следует выбирать очень аккуратные методы, например, во многих школах с большим успехом прошли конкурсы «Битва хоров», которые начались с исполнения военно-патриотических песен, с удовольствием разучиваемых детьми. Нужно находить тонкие инструменты воздействия на человеческую душу и особенно на душу ребенка.

knigi_biblioteka В патриотическом воспитании необходимы аккуратные меры

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 В патриотическом воспитании необходимы аккуратные меры
banner-cik-min В патриотическом воспитании необходимы аккуратные меры
banner-rfsv-min В патриотическом воспитании необходимы аккуратные меры
expert-min-2 В патриотическом воспитании необходимы аккуратные меры
partners 6
eac_NW-min В патриотическом воспитании необходимы аккуратные меры
insomar-min-3 В патриотическом воспитании необходимы аккуратные меры
indexlc-logo-min В патриотическом воспитании необходимы аккуратные меры
rapc-banner В патриотическом воспитании необходимы аккуратные меры