Малькевич: Нужен госзаказ на добро
25 ноября в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел III Медиафорум этнических и региональных СМИ. Его главной темой стал патриотизм в современном медиапространстве.
На пленарном заседании выступили президент Фонда защиты национальных ценностей, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич с докладом «Этническая общность как составная часть патриотизма».
Есть отличная и всем известная акция “Бессмертный полк”, а есть попытки работы с молодежью с помощью мультимедийных средств, и они, к сожалению, не всегда удачные.
Существует проект «Месяц май», когда медийные личности, блогеры участвовали в экранизации истории своих родственников, прошедших войну, в формате мини-фильмов. Главная цель — донести вечные ценности через новых лидеров мнений и новые средства коммуникации.
Но это вызвало совсем другую реакцию. Молодежь отнеслась к этим роликам вяло, а ветераны были оскорблены. Причиной возмущения стала фальшь — неестественные образы, гламурные девушки с накладными ресницами и макияжем, мужчины странного карикатурного вида. Герой Советского Союза лидер Союза десантников России и “Боевого братства Москвы” Валерий Востротин даже предложил призвать участников акции на несколько месяцев на военные сборы и после этого провести фотосессию вторично.
Существует проблема реабилитации понятия «патриотизм». Я согласен с Маргаритой Лянге, которая отметила, что быть патриотом становится социально неодобряемым. Нам навязывают такой стереотип о том, что патриот — это человек, который стоит на страже семейного насилия, патриархальных ценностей в худшем смысле этого слова, и подобную работу ведут очень профессионально и компетентно. Еще перед началом мероприятия я пообщался с коллегами из регионов — участниками форума. Они рассказали мне, что выезжали в страны Прибалтики и Восточной Европы на курсы для СМИ, и там постоянно говорят, что патриотизм в нашей стране — это только истории, культивируемые о войне, больше ничего не может Россия для своего подрастающего поколения предложить. Что и чем мы им ответим?
Буквально во время пленарного заседания в СМИ стали появляться сообщения о том, что Twitter без объяснения причин приостановил действие учетной записи проекта. Это вызвало негативную реакцию присутствующих. Проект был запущен всего несколько месяцев назад, но только в октябре получил более шести миллионов просмотров.
Действия западных интернет-гигантов совершенно неприемлемыми. Соцсеть запретила размещать политическую рекламу, потому что, как заявляет основатель Twitter Джек Дорси, “политическое влияние нужно заслужить, а не покупать”. А теперь Twitter блокирует хорошие новости из России; видимо, в нашей стране ничего хорошего, по мнению этой публики, быть не может. Не должно!
С большими трудностями сталкивается наша комиссия ОП РФ в борьбе с оскорблениями госсимволов. Есть чиновники, которые неправильно трактуют закон, принимая себя за госсимволы. И есть другая серьезная проблема — оказалось, что закон не работает в принципе. В течение полугода мы вели мониторинг, потом передали 670 обращений в правоохранительные органы. И здесь начинается длинная цепочка. Генпрокуратура, получив сигнал, пишет в нижестоящую прокуратуру, та проводит проверку и пишет обратно в Генпрокуратуру, которая затем готовит представление о блокировке в Роскомнадзор. Еще в сентябре мы получили письмо-подтверждение о том, что 118 ссылок содержат признаки оскорбления государственных символов России. Однако прошло два месяца, и удален всего один материал. Очень медленно идет документооборот!
В ходе обсуждения был затронут вопрос о роли СМИ в разрешении межэтнических конфликтов и воспитании любви к Родине, а также об особенностях восприятия патриотической тематики молодежной аудиторией и возможностях продвижения национальной, этнической и патриотической повестки в пространстве современных медиаканалов.
Должен быть госзаказ на хорошее. Сделать патриотизм модным — задача СМИ, но государство должно идти навстречу, не просто раздавая гранты для галочки. Нужны интересные, интерактивные формы через современные каналы коммуникации. А пока мы спим, за нас это делают другие, и цели они преследуют абсолютно противоположные нашим.
Ранее опубликовано на: https://oprf.ru/press/news/2019/newsitem/51631