Курилы: Токио радикализирует вопрос «северных территорий»
На переговорах с Москвой Токио должен объявить «исконно японской территорией» все острова Курильского архипелага, и таким образом можно будет вернуть два острова южной части гряды. Об этом в интервью газете «Ёмиури» заявил глава оппозиционной Коммунистической партии Японии Кадзуо Сии.
Политик предлагает в вопросе Курил руководствоваться договором от 1875 года, по которому Курильские острова были отданы Японии в обмен на полный контроль над Сахалином, и российско-японская граница проходила между мысом Лопатка на Камчатке и островом Шумшу. При этом мирное урегулирование после Второй мировой войны, включая Сан-Францисский договор, по которому Токио целиком отказался от претензий на Курилы, он назвал несправедливым. По его словам, Япония может добиться возвращения островов южной части Курил, «если будут начаты переговоры с позиции, что весь архипелаг, включая его северную часть, является японской территорией».
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов считает, что в этой ситуации радикализация только усилит расхождения и явно не пойдет на пользу дальнейшему диалогу.
Заявление партии, которая в настоящий момент не имеет значительного электорального веса, конечно, можно было бы не учитывать, в качестве серьезного фактора внешнеполитической деятельности Японии. Достаточно много экстравагантных заявлений можно услышать от радикальных или маргинальных политиков.
Но я все же хотел бы призвать относиться к этому заявлению предельно серьезно. Поскольку и правящая партия, и премьер-министр, и значительное число общественных и политических сил Японии занимают схожую позицию. Позицию, которая, с моей точки зрения, является не соответствующей ни современной системе международного права (и тем нормам, которые существуют в международном праве), ни современному положению вещей.
Никогда исторические аргументы, тем более, такие сомнительные, как приводятся в данном заявлении, не служили оправданием тех или иных действий, связанных с изменением статуса тех или иных территорий.
С позиции ООН, любые исторические основания не являются юридическими, поскольку на любой исторический довод можно привести такой же исторический контрдовод. И мы утонем в выяснении исторических фактов и соотнесении их друг с другом.
Есть геополитическая реальность, закрепленная системой международных соглашений. Эта геополитическая реальность состоит в том, что Япония сыграла очень серьезную негативную роль в ходе Второй мировой войны. На совести японского милитаризма десятки миллионов погибших мирных жителей. В Китае и не только там… Естественно, среди них и советские солдаты тоже.
Мы помним о том, что в 1938 и 1939 гг. Япония совершила два вооруженных нападения — на Советский Союз и на дружественную СССР Монголию.
Я думаю, современное японское общество, в том числе, к сожалению, и Коммунистическая партия (а, казалось бы, в основе коммунистических идей — идеи интернационализма и дружбы народов), просто забыло о той роли японского милитаризма, который был осужден международным сообществом по итогам Второй мировой войны.
То решение о передаче всей Курильской гряды, которое является основанием современной системы международных отношений, не подлежит изменению и пересмотру, поскольку является нормой по итогам Второй мировой войны.
Нельзя создавать прецеденты подобного рода, поскольку мы «откроем ящик Пандоры», и огромное количество проблем и претензий будет у тех или иных государств друг к другу.
Это — первое.
Второе. На этой земле живут российские граждане, которые, как показывают опросы, проведенные не так давно, практически в полном составе высказываются за сохранение принадлежности островов Российской Федерации. В этой связи любые инсинуации, связанные с одним, двумя или всеми островами Курильской гряды, являются абсолютно беспочвенными. И не должны рассматриваться в контексте той или иной переговорной позиции.
Действительно, есть обстоятельство, которое является ключевым — это наличие на японской территории американских военных баз.
С 1945 года вплоть до настоящего времени территория Японии находится под внешней оккупацией со стороны Соединённых Штатов. И суверенитет Японии в этом смысли ограничен.
Поэтому рассматривать любого рода соглашения о передаче каких-то островов абсолютно бессмысленно. Никто просто не даст гарантии того, что на этих островах завтра не появится еще одна американская военная база.
В этом смысле вести диалог с Японией бесперспективно. Более того, не считаю нужным рассматривать подобного рода территориальные уступки (даже гипотетически) в контексте той политики и позиции Японии, которую мы наблюдаем. Воинственной, ксенофобской, националистической риторики, которую мы слышим из Токио.
В данном случае речь идет о том, что для Токио важно заключение мирного договора с Москвой. Не диктовать какие-то условия России о передаче каких-то территорий, а заключить мирное соглашение. Так, как это было с Западной Германией в свое время у Советского Союза.
У немецких политиков нашлось достаточно разума и политической воли, чтобы пойти на подобного рода соглашение. Вот, собственно, яркий и позитивный пример.
А Японии, которая находится фактически в непрекращающемся конфликте со всеми окружающими ее государствами, я думаю, было бы выгодно, если бы с одной из этих стран — с Россией — установились дружественные и конструктивные отношения.
Это выгодно и в экономическом, и в политическом плане. И это привело бы к тому, что Япония вышла бы из того состояния изоляции, в котором она сейчас находится на Дальнем Востоке.
Ранее опубликовано на: https://svpressa.ru/politic/article/251810/