Ростки мира в ливийском конфликте
Президент Фонда защиты национальных ценностей, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич – о ситуации в Ливии и роли России в мирном урегулировании гражданской войны в этой некогда процветающей стране, которую в 2011 году Соединенные Штаты и их союзники по НАТО попытались приучить к «демократии» посредством бомбардировок.
13 января в Москве российская сторона блестяще организовала и провела встречу, целью которой было достижение мира в Ливии. В столицу России прибыли глава Ливийской национальной армии (ЛНА) маршал Халифа Хафтар и глава Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Файез Саррадж. То, что лидеры конфликтующих сторон приняли участие в переговорах, само по себе является достижением российской дипломатии: еще недавно войска Хафтара и отряды, подчиняющиеся ПНС, буквально вели войну на уничтожение противника.
Отчасти встреча глав противоборствующих сторон продемонстрировала собой возрождение добрых традиций: Москва уже не раз становилась местом примирения участников такого рода конфликтов на международной арене.
Ранее президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган согласовали единую позицию по Ливии, призвав противоборствующие стороны прекратить огонь с 12 января и немедленно сесть за стол переговоров.
Однако в итоге участникам противоборства не удалось достичь примирения: одна из сторон диалога фактически саботировала переговорный процесс. Файез Саррадж отказался от встречи с командующим Ливийской национальной армией Халифой Хафтаром в Москве. «Мы отказались от любой встречи с Хафтаром и не будем сидеть с ним за одним столом ни при каких обстоятельствах» - заявил он. При этом без ответа остался вопрос: с какой целью Саррадж в принципе прибыл в Москву, если он принципиально не готов вести переговоры с Хафтаром? Заявленное им намерение вести переговоры исключительно с представителями Турции и России не имеет смысла: договоренности с Москвой и Анкарой не будут способствовать завершению конфликта в отсутствие соглашения с ЛНА.
Поведение главы ПНС несколько грубо, но исчерпывающе точно оценили пользователи соцсетей: «Будущее страны и её населения? Нафиг надо! Политические амбиции и гордость? Дайте две!».
При этом важно отметить, что ПНС и турецкая сторона изъяли из проекта соглашения целый ряд ключевых требований лидеров ЛНА.
Так, были проигнорированы заявления о необходимости ввода сил ЛНА в Триполи с последующим формированием правительства национального единства, которое получило бы вотум доверия заседающего в Тобруке парламента. Также без внимания были оставлены требования Хафтара создать систему международного наблюдения за соблюдением режима прекращения огня без участия Турции и обеспечить безоговорочный вывод из Ливии формирований наемников, прибывших из Сирии и Турции.
Чтобы адекватно отреагировать на поведение оппонентов, Хафтару нужно время. Свои действия он должен согласовать с различными народностями и племенами Ливии. В противном случае резкие и необдуманные действия легко могут привести к разрастанию внутреннего конфликта.
Сохранить доверие племен особенно важно для Хафтара на фоне недавних событий. 12 января собрание вождей племени Обейдат (самого многочисленного племени в Киренаике и второго по численности в Ливии) приняло решение поддержать ЛНА, благодаря чему численность войск под командованием Хафтара выросла на 7000 человек. С одной стороны, силы фельдмаршала увеличились, с другой стороны – теперь он должен считаться с мнением своих новых союзников.
Несмотря на саботаж со стороны делегации ПНС, министры иностранных дел и главы оборонных ведомств России и Турции в течение более шести часов вели переговоры с представителями противоборствующих сторон. Активная кооперация усилий Москвы и Анкары в очередной раз подтвердила, что, несмотря на различия в позиции по ливийскому вопросу, Россия и Турция способны преодолевать разногласия ради достижения общих целей.
Тот факт, что процесс мирного урегулирования был реанимирован после совместного призыва президентов России и Турции к прекращению огня, подчеркивает ведущую роль Москвы и Анкары в определении ливийской повестки. Пока что их взаимодействие носит конструктивный характер, и это способствует нормализации политической ситуации в Ливии. Это наглядно подтверждают данные экспертов ООН: с начала 2020 года в Ливию вернулись почти 1000 мигрантов.
Остается надеяться, что переговорный процесс, который уже в ближайшем будущем продолжится в Берлине с участием России, не будет сорван грубым вмешательством со стороны США или любой иной внешней политической силы.