Возвращение России в Африку – прорыв года
Исполняющий обязанности министра иностранных дел России Сергей Лавров подвел итоги деятельности российского внешнеполитического ведомства за 2019 год. Традиционная большая пресс-конференция и.о. главы МИД России состоялась в минувшую пятницу 17 января. Сергей Лавров дал свою оценку положению дел в Сирии, Ливии, Иране и на Украине, а также прокомментировал расширение связей России с Китаем, странами АСЕАН, государствами Латинской Америки, отдельно отметив успех первого саммита «Россия-Африка» в Сочи.
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников констатирует уверенный разворот внешнеполитического курса России на Восток и Африку.
В ходе своей пресс-конференции Сергей Лавров справедливо заметил, что сегодня «мир продолжает лихорадить». Отмечу, что нельзя выделить единый мировой центр, которому выгодна нестабильная международная обстановка. Скорее, существуют различные силы, которым нравится ловить рыбку в мутной воде, и которые заинтересованы в том, чтобы существовавшие до последнего времени правила международных отношений между государствами, были демонтированы с тем, чтобы эти силы могли навязать мировому сообществу свои новые условия.
Представители этих сил есть в Соединенных Штатах, среди европейских элит и азиатских игроков, одного единственного кукловода, действующего в интересах турбулентности международной обстановки не существует. Точно также нет и единого центра, который бы играл за стабильность, координировал действия нескольких сил, ратующих за поддержание традиционных правил международных отношений, и это серьезная проблема.
Последние несколько дней в центре внешнеполитической повестки находится ливийская проблема: посвященные ей саммиты прошли сначала в Москве, затем в Берлине. Ливийский маршал Халифа Хафтар написал письмо президенту России Владимиру Путину о готовности вновь посетить Москву для переговоров. Состоявшийся в Берлине саммит следует рассматривать как часть большой сложной работы, начавшейся с момента переговоров Путина и Эрдогана. Попытки сблизить враждующие ливийские стороны будут продолжены и после Берлина.
По итогам года можно с уверенностью констатировать разворот России на Восток, в азиатский регион, где выделяется целый ряд направлений и соглашений с Китаем, Сингапуром, Индией, Пакистаном, Вьетнамом. Возвращение России в Африку, о чем говорил Сергей Лавров, – не тренд последних лет, это действительно прорыв 2019 года. Саммит в Сочи показал, что это возвращение может быть всерьез и надолго, хотя на данный момент Россия не может конкурировать на африканском континенте с Китаем, прежде всего, с точки зрения инвестиций. Но наш подход совершенно иной, чем китайский: Россия приходит не покупать, не осваивать чужие ресурсы, но как друг, готовый помочь построить экономику, социальную сферу африканским государствам. И этот иной подход сопрягается с тем, что некогда здесь делал Советский Союз, и это в Африке до сих пор помнят и ценят.