Чехов Дижура не понял
Эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев - о том, чем закончилась протестная кампания в одном подмосковном городе
10 сентября в Чехове прошли выборы членов Совета депутатов городского округа. Убедительную победу по итогам голосования одержала «Единая Россия»: кандидатам от «партии власти» достались 19 мандатов из 25. 14 единоросов одержали верх над конкурентами в одномандатных округах, и еще 5 прошли в Совет по партийным спискам. 2 мандата достались представителям КПРФ, по 1 – функционерам ЛДПР и «Родины».
«Яблоко», вопреки прогнозам большинства экспертов, сумело преодолеть барьер в 5% голосов, что гарантировало его представителям 1 место в Совете депутатов по партийным спискам. Параллельно Юрий Буров сумел одержать победу в своем одномандатном округе. В итоге «яблочники» получили контроль над 2 из 25 мест в чеховском Совете. Следует ли рассматривать этот результат как победу соратников Николая Дижура?
С одной стороны, кандидаты из «народного списка» достигли гораздо большего, чем от них ожидали. Сразу же после объявления итогов выборов эксперты начали обсуждать итоги тиражирования чеховского опыта (что само по себе говорит о признании кампании эффективной). Нужно учесть и то, что, очевидно, представители «Яблока» изначально не ставили перед собой цель (вопреки официальным заявлениям) получить большинство в чеховском Совете. Вероятнее всего, завоевание 1 места по партийным спискам и получение мандата на выборах в округе Манушкино (т.е. территории, жители которой были больше всего заинтересованы в закрытии Кулаковского полигона), и было базовой целью команды Дижура-Слободина.
С другой стороны, 2-х депутатских мандатов явно недостаточно для того, чтобы ощутимо влиять на ситуацию в городе или грядущую процедуру выборов главы округа. Большинство мандатов досталось местному отделению «Единой России», руководство которого успело наладить конструктивный диалог с большинством политиков из других партий. «Яблочникам» придется иметь дело и с последствиями резких выпадов (http://www.prisp.ru/opinion/416-nikolaj-ponomarev-svyazyvaya-konkurentov-s-kriminalom-dizhur-im-tolko-pomogaet) Николая Дижура в адрес оппонентов во время предвыборной кампании. Глава «народного списка» никогда не стеснялся в выражениях, и потому успел испортить отношения не только с представителями «партии власти», но и многими оппозиционерами.
Нельзя проигнорировать и то, что сам Дижур, претендовавший на место депутата по одномандатному округу, получил менее 80 голосов (при том, что на избирательные участки пришло более 1 тысячи человек). Для чеховцев всегда был характерен низкий уровень доверия к «пришлым» кандидатам, однако столь низкий уровень поддержки главы «народного списка» не может не удивлять. В особенности – на фоне бурной активности Дижура в округе в течение последних 3-х месяцев (http://www.prisp.ru/analitics/377-nikolaj-ponomarev-gorodom-russkogo-vityazya-hochet-upravlyat-golodnyj-i-hudoj-politik).
Сам оппозиционер рассматривает и позиционирует итоги чеховских выборов как крупную победу. Не случайно вскоре после завершения итогов голосования он в очередной раз заявил о своем намерении баллотироваться на пост губернатора Московской области. Укрепят ли выборы в Чехове влияние на положение потенциального кандидата – вопрос дискуссионный. Муниципальные выборы в принципе мало интересны для абсолютного большинства жителей региона (не случайно на них традиционно наблюдается самая низкая явка). И потому этот эпизод, скорее всего, пройдет мимо внимания широкой общественности. Не привели результаты выборов и к серьезному укреплению позиций противников Андрея Воробьева в Чехове. Ни рядовые граждане, ни представители элит не ощутили, что власть губернатора «зашаталась».
Риски для главы региона можно было бы усмотреть в опробованном в Чехове сценарии использования экологической повестки. Объективные предпосылки для этого, безусловно, существуют: проблема незаконных свалок давно беспокоит жителей региона. Однако для применения этого опыта в масштабах всего региона потребуется, во-первых, на порядок больший объем ресурсов. На данный момент неясно, сможет ли Николай Дижур убедить своих соратников по протесту вложить в свою предвыборную кампанию необходимые средства. Во-вторых, далеко не везде успели сложиться группы экоактивистов, тесно связанных с местным истеблишментом и имеющих за плечами долгий опыт продвижения своей повестки среди жителей.
Неоднозначность результатов чеховских выборов, впрочем, можно смело вынести за скобки обсуждения. Куда больший интерес представляет вопрос о том, по каким причинам, вопреки прогнозам экспертов, «яблочникам» удалось получить 2 места в Совете. Вероятнее всего, секрет успеха оппозиционеров заключается в сочетании нескольких факторов. Внутри «народного списка» было весьма эффективно произведено разделение функций. Хорошо известные и авторитетные на местном уровне политики – Слободин, Буров, Бурдин – обеспечили «Яблоку» непривычно высокую поддержку со стороны чеховцев. В то же время не имеющие такого кредита доверия «варяги» вроде Дижура успешно «кошмарили» региональные и местные власти, активно давили на избирком, параллельно отвлекая штабы оппонентов от решения насущных задач. Успехи на этом направлении во многом нивелировали допущенные оппозиционерами просчеты (например, попытки позиционировать конкурентов в качестве уголовников (http://www.prisp.ru/opinion/423-nikolaj-ponomarev-oppozicioneru-otkazano-v-udovletvorenii-iskov)).
Одновременно была успешно разыграна такая карта, как закрытие Кулаковского полигона. Юрий Буров опирался на спаянную команду активистов, в его пользу сработал длительный опыт продвижения идеи закрытия полигона среди местных жителей и, что немаловажно, само решение властей о прекращении работы свалки. Как результат, прекращение работы полигона местные жители стали рассматривать именно как заслугу Бурова и его соратников.