Кибернетические силы ЕС или корыстная мистификация
Агентство BNS сообщило о подписании шестью странами-членами ЕС меморандума об учреждении Кибернетических сил Евросоюза быстрого реагирования во главе с Литвой. Меморандум был подписан в Загребе на неформальной встрече министров обороны Литвы, Эстонии, Хорватии, Польши, Нидерландов и Румынии. Согласно соглашению, будет образована единая команда, которая станет нести дежурство в киберпространстве разных стран с тем, чтобы в любой момент отреагировать на кибератаку.
Президент Фонда защиты национальных ценностей, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич усматривает в появлении новой европейской структуры желание ряда государств повысить собственную ценность и значимость для остальной Европы, продемонстрировать свое нахождение на передовой информационной войны с Россией.
Смешно и тепло на сердце становится от одного заголовка новости о том, что кибербезопасность Европы отныне находится в надежных руках Литвы. Далее сообщается о том, что шесть стран, среди которых Литва, Эстония, Хорватия, Польша, Нидерланды и Румыния, подписали по этому поводу специальный меморандум. Не хочется никого обижать, но, например, Литва, Эстония, Румыния, Хорватия никогда не были замечены в каких-то успехах на ниве кибердеятельности, передовых IT-разработок и т.п. Понятно, что Польша пытается играть особую роль в Евросоюзе, стараясь быть заметной на уровне Германии и Франции. Нидерланды, видимо, также располагают какими-то амбициями в этом плане, которые хотят реализовать.
Шесть государств, учредивших кибернетические силы Евросоюза быстрого реагирования, вызывают умиление. Среди них нет продвинутых в этой сфере Германии, Франции и Италии. Обращает на себя внимание следующий аспект. Под соусом меморандумов о безопасности подается мысль о том, что одна страна будет на постоянной основе присутствовать в киберпространстве другой. На мой взгляд, это и объясняет тот факт, что серьезные европейские страны не захотели в этом участвовать, потому что сложно себе представить, чтобы кому-то в Германии или Франции понравилось присутствие румын в их суверенном киберпространстве на постоянной основе. Германия даже не стала просить для себя статус наблюдателя в новой структуре.
Очевидно, что на защиту киберграниц Европы будут потрачены серьезные деньги, и по-настоящему интересно увидеть конкретные результаты этой деятельности. Например, разведслужба Литвы сообщила, что в ее киберпространстве замечена значительная вредительская деятельность со стороны России. Вопрос: зачем России это делать? Какие такие интересы есть у нашей страны в Литве, чтобы предпринимать подобные шаги?
В прошлом месяце замруководителя агентства по киберзащите Латвии рассказал, что на фоне коронавируса его страна просто изнемогает под киберударами России. В этом можно усмотреть только желание повысить собственную ценность и значимость для остальной Европы, продемонстрировать, что вышеперечисленные страны находятся не на периферии общественно-политических процессов, но на передовой информационной войны с Россией, где они мужественно несут свою вахту и бьются, не щадя живота своего. Поэтому для укрепления информационных границ единой Европы им требуется большее количество патронов, желательно в евро.
Кибервойна прекрасна тем, что ее жертвы подсчитать невозможно, полученные раны и одержанные условные победы тоже – все это сплошная мистификация. Всегда можно заявить о необходимости выделения двух миллиардов евро на восстановление разрушенной в результате атак русских киберинфраструктуры, затем рассказать, что в ответ мы нанесли несколько чувствительных ударов и требуется еще миллиард, чтобы усилить давление на Россию. Это новая информационно-политическая реальность, в которой мы сейчас живем.