Для порядка в земельных вопросах ДФО необходим закон
Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ) сообщило о том, что инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения в регионах ДФО позволила выявить свыше 2,5 миллионов гектар бесхозных земель. Инвентаризация земель сельхозназначения в интересах потенциальных инвесторов на Дальнем Востоке идет с 2017 года, после соответствующего поручения президента России Владимира Путина.
Политтехнолог, представитель РАПК в ДФО, эксперт Центра ПРИСП Даниил Ермилов указывает на необходимость принятия специального федерального закона, который ускорит процесс приведения сельскохозяйственных земель в надлежащий вид в интересах инвесторов.
При рассмотрении инициативы о предоставлении бесхозных земель в ДФО заинтересованным инвесторам следует учитывать качество этой земли и ее раздробленность, потому что любому инвестору важна производственная логистика. Например, при производстве молока на большой ферме необходимо, чтобы окружающие пастбища были, во-первых, недалеко от нее, во-вторых, представляли собой монолитный кусок земли. При этом сами производственные мощности должны быть соединены с потребителями, с розничными сетями сетью качественных дорог. Точно такая же ситуация наблюдается и для предприятий, занимающихся выращиванием парниковых овощей, свино- и птицекомплексов и т.д. – всем важна логистика.
Зачастую большой кусок бесхозной земли в ДФО представляет собой несколько сегментов, один из которых находится в ведении муниципального района, второй – какого-либо поселения, третий – федеральная земля воинской части. Получается, что земли бесхозные, но собственники у них все разные, соответственно и статус земли разный. В среднем требуется от полугода до двух лет законодательных усилий, чтобы все эти земли, представляющие собой лоскутное одеяло, собрать в кулак. Поэтому требуется специальный федеральный закон для Дальнего Востока, который ускорит процесс приведения всех этих земель в надлежащий вид с правовой точки зрения в интересах инвесторов.
Необходимо учитывать и местную специфику. Например, при нарезке «дальневосточного гектара» всплыла проблема размещения на этих землях объектов с оборудованием, контролирующим траекторию полета ракет, запускаемых «Роскосмосом». Пришлось отдельно договариваться с ведомством.
Еще одна проблема особенно ярко проявила себя в Хабаровском крае, где крупные инвесторы (чем больше производство, тем меньше груз небольших издержек), готовые зайти в регион и работать, нуждались в большом куске пахотных земель, при этом значительные объемы удобных территорий сельхозназначения тем или иным и не всегда законным способом попали в руки третьим лицам, которые рассматривают их как ресурс с точки зрения максимально выгодной продажи.
В наших реалиях это уже не просто недобросовестная спекуляция, но практически госизмена, так как это прямой подрыв экономики государства и региона, когда земли захватываются и не используются по своему прямому назначению. Поэтому идея АПИ о создании банка сельхозземель, данные которого будут доступны только настоящим инвесторам, выглядит очень здравой и своевременной. Доступ к данным должны получать только потенциальные инвесторы с уникальными технологиями, готовые реально прийти и работать на этих землях.
Нужно принимать решение и в отношении недобросовестных собственников, уже захвативших земли, пользуясь в том числе и своим служебным положением. Они не развивают земли, не вкладываются в них, речь идет об ухудшении продовольственной безопасности региона, поэтому необходимо создать механизм по изъятию неиспользуемых, потенциальных пахотных земель у таких собственников. Исходя из этих соображений, можно только приветствовать усилия, предпринимаемые АПИ в плане учета бесхозных земель с целью развития на них крупных сельскохозяйственных проектов.