Конкурс грантов для политологов: итоги глазами победителя
В феврале 2020 года в Москве были подведены итоги конкурса грантов для политологов, организованного тандемом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ).
Инициатива проведения данного конкурса была выдвинута в сентябре 2018 года на III съезде Российского общества политологов (РОП). Она получила поддержку со стороны первого заместителя главы Администрации президента РФ Сергея Кириенко.
Успешное завершение конкурса подтолкнуло организаторов к идее его проведения на постоянной основе, и 2 марта 2020 года стартовал новый этап конкурса. Прием заявок от потенциальных участников будет продолжаться до 7 апреля.
В интервью политологу, эксперту Центра ПРИСП Николаю Пономареву доцент Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета Роман Пырма рассказал об опыте участников конкурса политологов, успешно прошедших отбор в прошлом году.
Не могли бы Вы вкратце описать наиболее удачные и интересные, с Вашей точки зрения, проекты в рамках данного конкурса грантов?
На мой взгляд, получившие поддержку проекты очень разноплановые, а затронутая ими сфера исследований весьма обширна. Но я бы обратил внимание на проекты, связанные с изучением цифровой среды и социальных сетей. Среди них можно выделить целый ряд проектов, которые вызывают лично у меня особый интерес. Это проект Андрея Ахременко (ВШЭ) «Социальные сети как инструмент политической мобилизации». Также следует отметить проект Сергея Володенкова (МГУ) «Интернет-коммуникации как инструмент виртуализации современного публичного пространства политики». Фундаментальным получился проект «Гражданский сектор государственного управления: новые формы организации и участия населения в условиях цифровизации публичного пространства» у Александра Ивановича Соловьева (МГУ). Проект под руководством Александра Ивановича Никитина «Формирование публичного дискурса в Интернет-пространстве по вопросам внутренней политики России и международной политики» также заслуживает особого внимания. Весьма интересным и перспективным получился проект «Факторы, содержание и сценарии трансформации политических институтов в условиях развития экономики совместного потребления (sharing economy) и сетевых информационных технологий» у команды Сергея Белоконева (Финансовый университет).
А не могли бы Вы описать Ваш собственный проект?
Наш проект как раз относится к такой области исследований, как изучение цифрового пространства. Проект называется «Культура “цифрового гражданства” российской молодежи: акторы, технологии формирования, общественно-политические эффекты». Что интересно в этом проекте, на мой взгляд. Мы, впервые в России, концептуализировали понятие «цифрового гражданства». До нас этот вопрос поднимался лишь отчасти в аспекте необходимых компетенций, и, прежде всего, по отношению к навыкам школьников и студентов как пользователей социальных медиа. Политические грани «цифрового гражданства» не были изучены.
В ходе исследования были рассмотрены теоретические и практические стороны новой научной концепции «цифрового гражданства», ее преломление в российском политическом контексте. В поле внимания оказались исследовательские вопросы, связанные с возрастающим влиянием цифровых коммуникаций на гражданскую активность и политическое участие молодежи.
Результаты наших изысканий были опубликованы в рамках нескольких статей, размещенных в ведущих российских научных журналах. Исследование показало, что у «цифрового гражданства» есть множество политических вопросов. Мы обратились к вопросам о том, как оно возникает, как оно сопрягается с государственными институтами и как оно соотносится с реальным, юридическим институтом гражданства.
Цифровое гражданство затрагивает одни из самых фундаментальных понятий политической теории – государство, суверенитет, гражданское общество, собственно сам статус гражданина. Цифровые коммуникации стирают границы между физическим и цифровым, локальным и глобальным мирами, что подталкивает к переосмыслению сущности основополагающих политических категорий. Политическая значимость концепции цифрового гражданства становится очевидной при рассмотрении проекции будущего общественного порядка.
В числе глобальных последствий цифровой трансформации исследователи обозначают распространение транснационального или космополитического гражданства, введение кибергражданства для пользователей социальных сетей, утверждение корпоративного гражданства, а также приобретение цифрового подданства, формирование политических сообществ без территории.
Цифровые технологии открывают для граждан возможность участия в прямой демократии, поскольку снимают проблему масштаба в возможности участия большого числа граждан в принятии политических решений. Интернет становится средством сетевой коммуникации между гражданами, подходящим для обеспечения множества арен для публичных дебатов, которые являются относительно спонтанными, гибкими и самоуправляемыми.
Рассмотрение политических граней цифрового гражданства позволило выявить некоторые возможности и проблемы происходящей трансформации общественных отношений. Цифровые коммуникации предоставляют новые возможности для политической активности и обсуждения, увеличивая значение гражданского участия в общественной жизни. Интернет открыл мир информационных и коммуникационных платформ, став вторым пространством действия для людей.
Предвестник цифрового мира, социолог Маршалл Маклюэн утверждал, что двигателем истории является смена технологий, вызванная изменением способа коммуникации в сфере познания. Человеческое восприятие определяется скоростью передачи информации, а тип общественного устройства – господствующим типом коммуникации. Технологическое развитие средств передачи информации приводит к «расширению» человека и сужению пространства. Мир превращается в «глобальную деревню», в которой коммуникации не имеют границ.
Конкурирующие технологии создают и контролируют цифровых граждан, также способствуют более широкому пониманию переформативного гражданства, иллюстрируя способы, которыми люди становятся политическими агентами мира, который является одновременно цифровым (виртуальным) и аналоговым (актуальным). Последствия цифровой трансформации остаются неясными, но рано или поздно «четвертая промышленная революция», преобразуя социальный дизайн общества, наступающего будущего, неминуемо внесет свои коррективы в институт гражданства.
У Вас есть уже какие-либо планы относительно дальнейшего изучения данной темы?
Помимо вышедших научных статей осталось еще ряд прикладных материалов исследования, которые нужно проанализировать и осмыслить. Мы намереваемся совместно с ВЦИОМ, по предварительной договоренности, издать монографию по итогам исследования, которая будет представлять собой сумму наших наработок в рамках этого проекта. Все значимые, с теоретической и прикладной точек зрения, результаты работы мы обобщим в этом издании и подведём определенный итог исследования по этой тематике.
В заключении хочу выразить признательность Администрации президента РФ за поддержку конкурса проектов общественно-политических исследований, ЭИСИ и РФФИ, а также РАПН за организацию специализированной программы грантов, которая в этом году будет продолжена.
С полным списком победителей конкурса можно ознакомиться здесь.