Александр Точенов: Наблюдатель – не истукан, а помощник избирателя и эксперт мониторинга
Что делать, если желающих стать наблюдателями гораздо больше, чем требуется? Откуда взять наблюдателей в малонаселенных сельских поселениях? Членов каких организаций можно допустить в ряды Корпуса наблюдателей? Как фиксировать нарушения и как проводить мониторинг? Эти и другие вопросы стали основными для обсуждения в ходе видеоконференции Общественной палаты РФ с коллегами в регионах 8 февраля.
Главными спикерами телемоста стали заместитель Секретаря ОП РФ, президент АНО «Центр Прикладных исследований и программ» Александр Сергеевич Точенов и член ОП РФ, директор некоммерческого Фонда исследования проблем демократии Максим Сергеевич Григорьев.
«Лишних у нас нет»
По их словам, большая часть общественных палат в регионах уже включилась в новую для себя работу по организации общественного контроля на выборах. Некоторые палаты еще в ходе прошлых избирательных кампаний пытались проводить мониторинг и даже направляли своих наблюдателей через политические партии. В этом году благодаря изменениям в федеральном законодательстве Общественные палаты получили прямое право направлять на участок своих делегатов – и они (в отличие от наблюдателей от кандидатов и партий) должны следить за процессом непредвзято, без передергивания фактов, должны действовать исключительно в интересах рядовых избирателей. Желающих стать такими независимыми экспертами ищут среди членов некоммерческих организаций. По словам Максима Григорьева, число тематических соглашений между ОП регионов и НКО по России насчитывается уже несколько сотен, а к началу марта их будет около 1 тысячи.
Руководитель рабочей группы ОП РФ по мониторингу реализации избирательных прав граждан Александр Точенов отметил, что количество претендентов на место общественных наблюдателей в некоторых регионах очень велико. Он призывал коллег никому не отказывать, если на то нет законодательных или этических причин: часть людей могут представлять Общественную палату региона, еще часть имеют возможность выдвинуться от Общественной палаты РФ, а остальные могут закрепляться за участками в качестве резерва.
- Согласно закону единовременно на избирательном участке может находиться один субъект от объекта выдвижения. Партия может послать на каждый избирательный участок двух наблюдателей: один – от партии, один – от кандидата. При выдвижении от ОП точно так же: один человек будет выдвинут от региональной палаты, один – от федеральной. Но на участке они могут находиться оба одновременно. В течение дня закрепленными за УИКом наблюдатели будут меняться по графику или согласовывать со штабом необходимость своей замены из резерва. Случается всякое, кто-то может заболеть или, к примеру, застрять в снегопаде, кому-то нужно уехать с переносной урной для голосования к больному человеку… Поэтому мы никому не отказываем, говорим: «Если что, мы вам позвоним. Коллеги, вы будьте готовы прийти и включиться в работу». Процесс формирования Корпусов наблюдателей еще идет. Мы просим выслать списки, чтобы не получилось, что наблюдатели от ОП РФ и от палаты региона – это одни и те же люди. Процесс анализа списков – это большая работа, которая у нас еще впереди, - пояснил Александр Сергеевич.
Кто станет своим, а кто – чужим?
В ходе видеоконференции представители региональных общественных палат задали немало вопросов о том, кого можно и уместно включать в списки наблюдателей. В ряде случаев в малочисленных сельских поселениях и отдаленных районах общественных контролеров найти не так-то просто. В связи с этим представители палат спрашивали, могут ли они набирать наблюдателей из числа сельских депутатов, работающих на общественных началах?
- Ответ – нет. По закону не могут. Но я думаю, что этот вопрос федеральным законодателям стоить обсудить перед грядущими избирательными кампаниями, - считает Точенов.
Также ФЗ «О выборах Президента РФ» запрещает становиться общественными наблюдателями членам партий, доверенным лицам кандидатов и чиновникам разных уровней.
- У нас есть случаи, когда член Общественной палаты хочет представлять интересы какого-то кандидата. И, хотя законом это не запрещено, по нормам этики на время выборов этот человек должен приостановить своё членство в палате, - поясняет Александр Сергеевич. - Зато член любого НКО может влиться в ряды наших общественных наблюдаталей. Для этого организации нужно заключить соглашение с Общественной палатой региона и провести обучение по нашим стандартам. Мы не создаем никаких приоритетов и не чиним препон: ограничением может выступать только закон и нормы этики.
Провокаторов попытаются отсечь заранее
После формирования собственного корпуса наблюдателей Общественные палаты совместно с коллегами из федерального центра начинают обучать своих делегатов. РЦОИТ при ЦИК России и рабочая группа экспертов Общественной палаты РФ разработали и подготовили специальный свод данных законодательства о выборах с разъяснениями: как имеют право и как должны работать наблюдатели на участках, в ходе голосования на дому, при подведении итогов и подписании протокола, какие могут быть нарушения, как их фиксировать и устранять проблемы. Это юридически выверенное пособие получило название «Золотой стандарт». Так же с 7 февраля региональным палатам предложили обсудить и принять еще один документ, составленный правозащитниками НКО, экспертами ОП РФ – «Кодекс этики наблюдателя». Подписав его, каждый наблюдатель обязуется работать честно и беспристрастно, причем исключительно в рамках закона, обязуется получать соответствующие знания и помогать столкнувшихся с проблемами гражданам, проводить объективный мониторинг, сообщая проверенную информацию о нарушениях или их отсутствии в штабы при избиркомах, правоохранительных органах и ОП РФ.
- Если человек не готов работать по этим требованиям – честно, правдиво, не выдавая непроверенную и лживую информацию – мы рады видеть его в наших рядах. Если он допускает подобные нарушения, то – извините – он не прав, он не должен быть наблюдателем от Общественных палат. «Кодекс этики» - это своеобразная защита от провокаторов. Если человек уже согласился непроверенные данные не вносить, не создавать шумиху, пусть проверит, а потом уже заявляет о нарушениях. Общественный наблюдатель – это честный и объективный эксперт и никак иначе, - резюмирует Александр Точенов.
Обучение наблюдателей началось в тех регионах, где уже полностью сформированы списки желающих включиться процесс общественного контроля на выборах. Среди лидеров в этой сфере на видеоконференции названы Общественные палаты Курской, Ульяновской, Рязанской и Санкт-Петербургской ОП. По словам члена ОП РФ Максима Григорьева, образцом может являться крупный семинар, на минувшей неделе прошедший в Санкт-Петербурге. На сцене крупного концертного зала был создан мини-избирательный участок, и представители избиркома и ОП наглядно показали, как будет проходить процесс голосования, рассказали, с какими вопросами могут столкнуться наблюдатели и как на них отвечать. В этот день семинар прослушало одновременно 4700 человек. Александр Точенов высказал похвалы другой методике обучения при ОП регионов: часть наблюдателей получают знания в столице региона, а затем массово выезжают в районы и муниципалитеты, чтобы поделиться знаниями на кустовых семинарах. Александр Сергеевич считает, что обучение в малых группах более результативно и, к тому же, позволяет жителям области экономить время и деньги, не отправляя большие группы людей для обучения в центр.
Истуканам здесь не место!
В ходе видеосеминара будущим наблюдателям предложили использовать своеобразное ноу-хау. В связи с тем, что в ходе голосования в 2018 году не везде будут использоваться камеры видеонаблюдения, делегатам от общественных палат предлагают фиксировать происходящее на мобильные телефоны – и передавать посредством специальных программ онлайн на сайты и в штабы.
- Механизм прост. Если на «горячую линию» поступает звонок о нарушении, то его можно быстро проверить: мы звоним закрепленному за участком наблюдателю с просьбой показать, что конкретно происходит. И он через определенный сайт сразу транслирует происходящее в общественный штаб по наблюдению. Происходящее сразу будет видно. Такая программа позволяет наладить взаимосвязь между наблюдателями и штабом, не мешая работе избирательной комиссии и других наблюдателей, - рассказывает Александр Точенов.
По его словам, эти сервисы уже были задействованы некоторыми общественными организациями в ходе выборов в Госдуму и доказали свою эффективность. Однако, средств на закупку таких программ у ОП РФ нет, поэтому использование такого софта носит не обязательный характер - на усмотрение региональных коллег.
С мобильными приложениями или без, но общественные наблюдатели не должны работать формально. В первую очередь, они призваны помогать избирателям решать возникающие проблемы, а также следить за законностью процесса волеизъявления в целом.
- Наблюдатели от Общественных палат не должны стоять на участках истуканами, не должны забывать о важнейшей задаче – мониторинге выборов. Есть ли нарушения, в том числе и со стороны действующей власти, нет ли нарушений - мы должны сообщать. Все данные мы проверяем, непроверенную информацию гласности не предаем. Подтвержденные факты не замалчиваем, отправляем в правоохранительные органы, штабы при избиркомах и ОП. О своей работе и ее результатах (опять же речь идет о проверенных фактах) мы обязательно рассказываем в СМИ – общество должно знать о происходящем в сфере общественного наблюдения. Мы – не закрытая структура. Наблюдатели от Общественных палат посылаются на участки для объективной оценки выборов и своими делами должны доказать свою честность и непредвзятость, - резюмировал Точенов.
Надежда Выскребенцева
Оригинал статьи на http://2017.vybor-naroda.org/stovyborah/108012-aleksandr-tochenov-nablyudatel-ne-istukan-a-pomoschnik-izbiratelya-i-ekspert-monitoringa.html