Александр Точенов: Даже нет сомнений - палаты справятся!
В декабре прошлого года Владимир Путин подписал закон, который позволяет общественным палатам направлять своих наблюдателей на выборы президента. И общественные палаты всерьез намерены этим новым своим правом воспользоваться – и в федеральной Общественной палате, и в региональных палатах идет активная подготовка к выборам. О том, что уже сделано и что только предстоит сделать, «Выбору народа» рассказал заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Александр Точенов:
Федеральная и региональные общественные палаты уже практически завершили набор своих наблюдателей, и в оставшийся до выборов месяц основная наша задача будет – их обучение. Кроме этого, будут проводиться технологические сверки списков наблюдателей, чтобы на выборах не было накладок и один и тот же человек не числился по спискам региональной и федеральной палат. Также мы планируем создать резерв наблюдателей, которыми мы будем в необходимых случаях подменять тех, кто не сможет присутствовать на участке, - для этого нужно понять, сколько реально у нас есть активистов, готовых выйти на участки в день выборов. Когда формирование большой команды наблюдателей будет завершено, нужно будет их распределить по участкам, составить «карту», которая будет показывать, где сколько наблюдателей заявлено. Кроме того, для работы в сам день выборов и в федеральной Общественной палате, и в региональных палатах будут создаваться ситуационные центры общественных штабов, в которых будут действовать оперативные группы для решения конфликтных ситуаций, а также, где это возможно, будет осуществляться видеонаблюдение. Но, конечно, главная наша задача на оставшийся месяц – обучение наблюдателей.
Ранее секретарь ОП РФ Валерий Фадеев говорил о том, что общественные палаты планируют привлечь около 100 тысяч наблюдателей. Получается ли набрать заявленное число, много ли желающих принять участие в наблюдении на выборах?
Набор наблюдателей еще не закончен, но, условно говоря, по одному наблюдателю на избирательный участок у нас уже есть – это касается большинства регионов, кроме отдаленных участков. А это уже более 96 тысяч человек. Я думаю, что мы справимся с задачей; конечно, где-то наблюдателей будет больше, где-то – меньше. Учитывая, что людей мы привлекаем по месту жительства, чтобы не перевозить их, в крупных городах укомплектованность наблюдателями лучше, заявляются по нескольку человек на участок, а в отдаленных - набирается по одному на участок. Это предсказуемая ситуация, мы будем смотреть, где необходимо дополнительно набрать наблюдателей, - или будем решать вопрос с их передвижением между участками; наша задача – закрыть максимальное количество участков нашими наблюдателями.
Как происходит отбор наблюдателей, есть ли случаи отказа добровольцам? Как отсеиваются «партийные» наблюдатели, которые пытаются пройти от общественников?
Есть четкий перечень, прописанный в законе – кто не может быть наблюдателем (статья 23 пункт 8 закона «О выборах Президента»), его мы и придерживаемся. У меня нет информации об отказах; списки потенциальных наблюдателей нам передают общественные организации, они таким образом как бы поручаются за них.
Кстати, каждый наблюдатель, направляемый на участок, будет подписывать «Этический кодекс наблюдателя», который основан на законодательстве и содержит морально-нравственные принципы. Например, согласно этому Кодексу наблюдатели берут на себя обязательство не предавать публичности непроверенные сообщения о нарушениях: их надо сначала зафиксировать, проверить, и после этого обнародовать, чтобы не распространять «фейковую» информацию. Если наблюдатель готов работать на таких условиях – значит, мы его принимаем, не готов – будем отказывать.
Какие общественные организации наиболее активно включились в работу?
Прежде всего, это «профильные» организации – «Гражданский контроль», Корпус наблюдателей «За чистые выборы», Национальный общественный мониторинг, с которым планируется в ближайшее время подписать соглашение на федеральном уровне, и «Голос». С «Голосом» в отдельных регионах подписаны соглашения, приняты их активисты. Есть и другие организации на региональном уровне – полной информации у нас пока нет, поскольку процесс формирования наблюдательской команды еще идет, подписываются соглашения в региональных палатах.
Помимо профильных общественных организаций, в работу активно включились Ассоциация юристов России и Российский союз молодежи, а также разные отраслевые профсоюзы. Список общественников еще будет пополняться – 20 февраля Общественной палатой России планируется подписание соглашений с рядом крупных некоммерческих организаций.
Готовы ли общественные палаты осуществлять новую для них функцию по организации общественного наблюдения за выборами?
В большинстве своем готовы, палаты активно включились в работу. Кстати, некоторые палаты и раньше так или иначе занимались не только мониторингом соблюдения избирательных прав, а пытались участвовать именно в наблюдении, и у них есть опыт в его организации. Поэтому сейчас мы наладили обмен опытом между общественными палатами, региональными и федеральной, и этот обмен опытом дает подпитку палатам-«новичкам» организовывать правильно, эффективно и выверенно свою работу. Я думаю, что все палаты справятся с этой задачей; у меня в этом даже нет сомнений.
Более того, есть сильная внутренняя мотивация у активных граждан участвовать в наблюдении за выборами. Я получаю информацию из разных регионов, а также активно перемещаюсь по стране и вижу своими глазами, что и у региональных палат, и у людей, которые идут в общественные палаты, чтобы стать наблюдателями, есть ощущение того, что они делают хорошее, правильное дело, что они представляют интересы общества на избирательных участках. Именно не кандидатов, а общества. У людей есть понимание, что это необходимо и правильно.
Возвращаясь к обучению наблюдателей: как оно проходит?
Сейчас уже идет обучение в тех палатах, где команда наблюдателей сформирована, и ближе к выборам процесс будет активизироваться.
Сам алгоритм обучения в разных регионах организован по-разному: где-то сначала готовят экспертов, которые затем выезжают в муниципалитеты; где-то собирают большие форумы, на которых проводится обучение – все зависит от специфики региона. В Санкт-Петербурге, например, форум собрать проще, чем в Краснодарском крае. Поэтому обучение везде происходит по-своему, вариантов много. В некоторых регионах сначала идет общее обучение членов палат, а затем уже эксперты разъезжаются в муниципалитеты; к обучению могут привлекаются как избиркомы, так и профильные организации, такие, как «Гражданский контроль», Ассоциация юристов России и «Голос». Алгоритмы обучения везде разные, страна большая – и мы исходим из возможностей и особенностей каждого региона. Тем более надо учитывать, что наблюдение у нас добровольное, финансирования для него нет, обучение люди проходят без отрыва от работы – и это усложняет процесс, но задача решаемая.
Работа по организации общественного наблюдения проделана очень большая, как в дальнейшем будет использован этот опыт?
Будет ли у истории с общественным наблюдением продолжение – это зависит от законодателей: если в 67-й Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» будут внесены изменения, тогда наша работа будет продолжена с прицелом на Единый день голосования в сентябре 2018 года, и далее. Сейчас закон определяет наблюдение общественными палатами только на выборах Президента.
Но, в любом случае, мы планируем после 18 марта подведение итогов. Отдельные региональные общественные палаты уже буквально 19-20 марта хотят провести конференции своих наблюдателей. Федеральная Общественная палата не сможет, конечно, собрать всех своих наблюдателей – мы планируем провести итоговый форум руководителей палат, рабочих групп региональных палат, гражданских активистов, чтобы поделиться опытом успеха, учесть недостатки и недоработки. Время такого собрания еще не определено, мы будем решать это на Совете общественных палат России.
Оригинал статьи смотрите на http://2017.vybor-naroda.org/vn_exclusive/108432-aleksandr-tochenov-dazhe-net-somneniy-palaty-spravyatsya-obschestvennye-aktivisty-postigayut-nauku-nablyudeniya.html