Почему Эрдоган испортил отношения с ведущими странами НАТО
5 июня министр обороны Греции Никосом Панайотопулосом заявил о том, что его страна готова применить силу для защиты суверенитета от Турции, которая в последнее время «стала агрессивно себя вести». Турецкая сторона собирается добывать углеводородные ресурсы в непосредственной близости от греческих островов Средиземного моря — в зоне, которая находится в исключительном ведении Афин.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов объяснил, на чьей стороне окажутся НАТО, ЕС и РФ в войне между Грецией и Турцией.
Россия, в силу ее прагматичности и непредвзятости, способна стать отличным посредником в переговорном процессе между сторонами назревающего международного конфликта в Средиземном море.
Действительно, отношения между двумя странами резко обострились. Вина, конечно же, лежит на Турции, которая агрессивно проявляет себя в экономической сфере, не считаясь ни с кем, включая Грецию.
Если проанализировать действия турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана за последние несколько лет, то можно заметить явный переход к экспансионистской политике — раньше она была куда менее напористой. Это сразу же принесло «эффект»: отношения с целым рядом государств резко ухудшились как по периметру турецких границ, так и в целом во всем Ближневосточном регионе.
Эрдоган вступает в конфликты со всеми подряд, включая членов военно-политического блока НАТО, в котором состоит и его собственная страна. Но мы знаем, что с другими «союзниками» у Турции непростые отношения, например, с Европейским союзом (и особенно с Германией). Налицо стремление во что бы то ни стало усилить свои позиции и произвести экспансию на внешние территории.
Вероятность военных действий между Турцией и Грецией весьма велика, и к этому страны подталкивает сама история их отношений: ровно сто лет назад была масштабная греко-турецкая война, а последние крупные столкновения закончились лишь в 1970-х годах (когда Турция захватила северный Кипр).
Обращу внимание, что уже тогда эти государства были военными союзниками в рамках блока НАТО. Так что нас и сейчас не должно это смущать. Если Турция и дальше продолжит давление, Греция в состоянии также перейти к эскалации конфликта. На чью же сторону тогда встанет Североатлантический альянс? Думаю, что он будет парализован и окажется не в состоянии оказывать влияние на ситуацию, ограничившись посредническими функциями. Чего точно не будет, так это поддержки Турции — Эрдоган слишком сильно испортил отношения с ведущими странами НАТО и, особенно, с США.
Что же касается Евросоюза, то он будет опасаться проявлять ярко выраженную прогреческую позицию. Турецкая сторона имеет на ЕС ряд серьезных рычагов, главный из которых — это открытие границ для беженцев с Ближнего Востока, которые ринутся в европейские страны.
Так что скорее всего они займут страусиную позицию, засунут голову в песок и сделают вид, что ничего не происходит. Что же касается позиции России, то здесь все ясно: наше государство может быть реальным посредником в миротворческих процессах в силу ряда обстоятельств. Во-первых, у нее уже есть такой опыт на Ближнем Востоке, во-вторых, очень хорошо развиты отношения с Грецией (в частности, из-за общей культурно-цивилизационной идентичности). С другой стороны, РФ умеет выстраивать прагматичный разговор с Турцией, о чем свидетельствует Астанинский формат, Сочинские декларации и многое другое.
Ранее опубликовано на: https://riafan.ru/1282470-shapovalov-turciya-okazhetsya-bez-podderzhki-nato-v-sluchae-voennogo-konflikta-s-greciei